МААМ-картинки

Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии

Елена Нутрихина
Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии

Подготовила: преподаватель хореографии МБУ ДО «ДШИ им. А. А. Бойцова»,І квалификационной категории Нутрихина Е. Н.

п. г. т. Умба

Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии

В современном обществе социальная ценность человека является главным показателем его успешности, но большие перспективы открыты в первую очередь здоровым людям. *В наше неспокойное время ребёнок подвержен постоянным стрессам. Едва ли можно усомниться в том, что образовательные учреждения, в частности, школы являются местом, где ребенок получает наибольшее количество стрессов, а порой и психологических травм (требование дисциплины на уроке, ограниченное пространство, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки, так и в неблагополучной домашней обстановке (чрезмерная требовательность или наоборот недостаточное внимание).

Публикация «Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии» размещена в разделах

В то же время давно установлено, что такого рода переживания, равно как и физические негативные ощущения, оставляют на теле человека отпечатки, что связано с наличием у нас так называемых "запоминающих зон". Всё это вызывает внутреннее напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки.

*На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, разрядиться. Если мы обратим внимание на маленьких детей, то увидим с какой грацией и непосредственностью они ведут себя, передавая свои переживания и общаясь с миром посредством движения. *Чем старше становится ребенок, тем больше снижается его двигательная активность. В результате переживаний и эмоциональных проблем возникают психологические зажимы на теле. *Выражаются они не только в скрытности, робости и замкнутости, но и в сутулости, зажатости, пассивности и малоподвижности. Порой дети даже не могут от души посмеяться.

* Дети борются с перенапряжением тремя путями:

1) находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их походке, в мышечном напряжении;

2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут ходить во время урока, на переменах снимают агрессию в драках друг с другом; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку.

3)демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще. Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на переменах, а в их дневниках преобладает оценка "удовлетворительно".

Учителей более всего беспокоит агрессивное поведение детей, но хронические стрессы приводят и к вегетативным функциональным расстройствам, и даже к органическим изменениям внутренних органов.

Как помочь высвободить негативную или накопить нужную энергию, использовать последнюю для улучшения физического и психического состояния организма - с этим следует обратиться к музыке.

*С давних времё н известно: музыка - мощнейший источник энергии, влияющий на человека. Музыкальное искусство, помогает освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов искусств известно с древнейших времен. *Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

В античной Греции Пифагор, Платон, Аристотель считали, что музыка поддерживает гармонию не только во всей Вселенной, но и восстанавливает её в человеческом организме. Аристотель считал, что музыка по своей природе принадлежит к числу тех предметов, которые «доставляют приятное» и предлагал подкреплять интерес к выполняемому делу приятным музыкальным сопровождением.

В процессе размышлений он приходит к следующему заключению: «. Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».

*Танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся постоянно. *Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. Мы попросту гораздо лучше себя чувствуем.

Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Он способен запоминать понравившиеся телодвижения, после которых чувствует себя гораздо бодрее, и может воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Человеку нужно движение, чтобы жить. *Например, если после трудовых будней попадаешь в дискотечную атмосферу, то потанцевав от души, ты ощущаешь радость, удовольствие, а самое главное - душевный подъём, энергетический импульс, который наполнит новыми силами.

При прослушивании танцевальных ритмов так и хочется пуститься в пляс. *А танцы, как разновидность двигательной активности, оказывают исключительно положительное влияние на работу сердца и состояние мышечного аппарата. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. *Движение и танец, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души". И здесь необходимо задуматься и родителям и учителям, что музыка - это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых детей.

*«Танец и музыка неразделимы» - это изречение имеет под собой не поверхностный, а глубокий смысл. Речь идет не только о взаимовлиянии выразительных средств данных видов искусства, а о возможном потенциале их взаимодействия. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию.

Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально - ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По мнению Жака Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку влиять на развитие музыкальных способностей. Его идея основана на том, что человеку присуща природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку. Тело человека Жак Далькроз считал уникальным инструментом, отзывающимся на звуки музыки: чем совершеннее пластика движений под музыку, тем тоньше сопереживание человека музыкальным образам. Физические упражнения помогают освоить не только азбуку движений, но и соотносить эти движения адекватно звучанию музыки.

Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, его смело можно определять на занятия детскими танцами.

Занятия любым видом танцев – помогают ребёнку выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.

Уроки танца, сами по себе способные подарить чувство свободы, радости и раскрепощенности, выстроенные с использованием некоторых специальных техник и упражнений, становятся незаменимым материалом для борьбы с такими психологическими зажимами. *В этом случае урок танца начинает выполнять функцию арт-терапии и способен решать следующие задачи:

-помощь в тренировке расслабления и концентрации;

-развитие креативности внутреннего "Я";

-развитие творческого воображения;

-снятие напряженности в отношениях в классе;

-тренировка умения слушать и слышать других;

-снятие телесных напряжений;

-развитие коммуникативности;

-интеллектуальное развитие в области таких видов искусств, как танец и музыка;

-выявление проблем у отдельно взятого ребенка и у класса в целом;

-корректировка проблем отдельно взятого ребенка и класса в целом.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и концертмейстер. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Необходимо, чтобы уже с первых шагов начинающий танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на изменение её интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого движения.

*Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.

Поскольку я являюсь преподавателем хореографии, я решила, что именно через хореографию я смогу передать, насколько возможно, предотвратить в детском возрасте возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим, ибо музыка и танец в своём гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.

*В этой связи хотелось бы особо сказать несколько слов относительно классического танца. Дело в том, что существует точка зрения, согласно которой он мешает раскрытию чувств, так как его вытянутые строгие формы требуют заучивания. Однако мне кажется вполне целесообразным применять его в танцевальной терапии, ведь именно этот вид танца заставляет концентрироваться на своем теле, прислушиваться к нему. Не случайно американский терапевт Э. Зигель считал, что техника классического танца ведет к гармонии тела и души. По нашему мнению сочетание на уроках изучаемых элементов классики и импровизации могут стать оптимальной и эффективной формой танцевальной терапии. И здесь основным орудием для нас конечно станет танцевальная игра-импровизация. Объединяя танец и игру, своей основной целью она имеет помочь детям развить и открыть свои тело и душу, переработать напряжение чувств.

Довольно часто начинающие танцоры испытывают стеснение при выходе на сцену. Большое количество зрителей приводит их в замешательство. Некоторые дети ощущают своего рода стресс, исполняя танец на публику. Лица таких танцоров чрезмерно напряжены, а тело скованно и не может в полной мере отразить все задумки педагога - хореографа.

*Импровизация поможет справиться со стеснением. Это отличный способ раскрепостить внутренний зажим у детей танцевального коллектива. Его основой являются небольшие уроки импровизации во время учебного процесса.

Для меня как хореографа очень важно правильно организовать учеников и вовлечь их в танцевальную импровизацию, способную раскрыть потенциал каждого танцора.

Что такое импровизация? Это метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя - они образуют органическое единство и осуществляются одновременно. Моя предварительная работа, в связи сложившейся ситуацией (отсутствие концертмейстеров, заключается в следующем: подобрать музыкальную композицию определённого жанра (народную, классическую, современную и эстрадную).

Перед запуском подготовленного музыкального сопровождения необходимо объяснить детям задачу. Она состоит в том, что дети прослушивают музыку и, «услышав» ее, приступают к танцу. Это будет их собственный танец - импровизация внутренних ощущений. Ученики не должны оставаться на одном месте, предполагается движение по залу. Участвуют в этой композиции все присутствующие одновременно.

*Возможно взаимодействие одного, двух, трёх танцоров – это тоже важно рассказать исполнителям. Может они в процессе раскрытия создадут общий танец. В самом начале таких занятий, дети часто бывают зажаты. Но постепенно это проходит, они погружаются в музыку. Я (педагог, являюсь наблюдателем, но не вмешиваюсь в действо, которое творят дети и которое, рано или поздно, избавит их от внутренних проблем.

От урока к уроку стеснение и скованность каждого танцора будут испаряться, оставляя место для свободы мимики и пластики. *Такой результат от уроков свободной импровизации принесет несомненный успех, как всему коллективу, так и любому из его участников. А хореограф сможет уверенно воплощать любые творческие идеи, реализуя их в танец. В коллективе так же важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.

Для детей младшего возраста занятие строится в игре. Игры подбираются с учё том решения поставленных задач: раскрепощение, ощущение свободы своего тела, ощущение пространства и партнёра. Дети этого возраста открыты, свободны, искренни. Они, как пластичный материал, из которого при грамотном подходе можно вылепить впоследствии импровизатора, способного передать в движении, пластике свои мысли и чувства. *В занятиях можно выделить направления развития способности к импровизации:

1. Ощущение «тела»;

2. Общение с партнёром;

3. Осмысление движения в творчестве;

4. Набор движений для создания базовой основы к импровизации.

*Что значит творить в танце для детей более старшего возраста?

Это какие - то непрописанные заранее в схеме танца движения, и вместе с тем они выучены и отработаны заранее. Быть в позиции творца значит:

- чувствовать ритм;

- соответствовать стилю танца;

- соответствовать форме;

- превносить своё, ещё не изученное;

- быть искренним и выразительным.

Для того, чтобы выполнять эти условия, нужно научиться понимать себя в движении и помнить, что танец импровизирующего уникален. Невозможно станцевать два раза одинаковый танец. Этот танец рождается здесь и сейчас.

Импровизация и хореография – равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаковые значимые роли. Задания на импровизацию дают возможность ученикам свободно и раскованно двигаться, в силу своих физических и эмоциональных возможностей, проявить себя не только в учебном процессе, но в создании репертуара коллектива. Но важно помнить, что чем богаче и качественнее музыка, порождающая импровизацию, тем более широкие возможности она открывает.

*Задачи танцевальной игры-импровизации :

-переработать свою агрессию и страх;

-проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя-"Я" и свой внутренний мир;

-развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями;

-развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.

Иногда ребенок не способен придумать какой-либо танцевальный фрагмент. Однако любой детский опыт необходимо поощрять, понимая, что даже самые простые движения, исполняемые по музыку, помогают, с одной стороны, открыть чувства, о которых дети порой даже не подозревают, а с другой-переработать их. Музыка способна удержать в границах импульсы злобы, которые бывают свойственны детям. Они могут перенести свою агрессию, например, в хлопки руками и топанье ногами.

Участвовать в импровизации дети могут как по одному, так и в группах. В рамках одного занятия можно использовать и тот и другой вариант, что поможет ребенку ощутить себя с одной стороны как самостоятельную личность, а с другой - вписать себя в структуру коллектива.

Вывод:*Каково же истинное предназначение музыки и танца в жизни человека?

Еще в I веке н. э. Сенека в письмах к Лукрецию писал, утверждая, что «суть музыки не в том, как согласуются между собой высокие и низкие голоса, как возникает гармония звучащих струн, издающих разные звуки. Суть музыки - создание в душе согласия, чтобы помыслы человека не расходились с убеждениями. Важно не то, что лады звучат жалобно, а то, как среди превратностей судьбы не проронить ни звука жалобы».

Музыкотерапия является частью оздоровления, сохранения традиций и гармонизации личности со средой и миром в целом.

Хореография - решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков итог размышлений о взаимодействии музыки с танцем, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. Музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

*Примеры игр-импровизаций.

1. «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

2.«Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.

3. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.

4. Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».

5. Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)

Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д. :

тяжелое ведро с цементом;

легкую кисточку;

кирпич;

огромную тяжелую доску;

гвоздик;

молоток.

Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

6. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой, поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись

7.«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

8. Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)

Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол. лежим, отдыхаем, хорошо».

Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

*Список использованной литературы :

1. Шушарджан С. В. Музыкотерапия : история и перспективы. Электронный ресурс.

2. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство «Речь». 2014г.

3. Жак- Далькроз Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Электронный ресурс

4. Руднева С. Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал. — 1992.–№3

5. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Европа 2006.

6. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.

7. Медведев И. Ю., Левченко Л. Н., Комиссарова Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., «Academia» - 2001.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчёт о работе центра игры «Музыкальная сказка»Фотоотчёт о работе центра игры «Музыкальная сказка» Игровой центр «Музыкальная сказка» В моём игровом центре «Музыкальная сказка» дети с удовольствием играют на любых музыкальных инструментах.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 12:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД