Лира опочанова
Реферат «Сущность педагогического проектирования»
▼ Скачать +Заказ
Интеллектуальный центр "SANA" г. Нур - Султан
«Сущность педагогического проектирования»
Выполнила воспитатель II категории
Опочанова Лира Раисовна,
«Мини – центр» при КГУ ОСШ № 3
г. Темиртау, Карагандинская обл. ,
Республика Казахстан
2021 г.
Содержание:
1. Введение стр. 1
2. Основная часть стр. 2-
2.1. Проблемы педагогического проектирования. стр. 2 -3
Публикация «Реферат „Сущность педагогического проектирования“» размещена в разделах
2.2. Сущность педагогического проектирования. стр. 4
2.3. Цели и функции педагогического проектирования. стр. 5 -6
2.4. Виды, этапы, принципы, порядок действия педагогического проектирования. стр. 7 -9
3. Заключение. стр. 10
4. Термины стр. 11
5. Список литературы стр. 12
-1-
Педагог в отличие от инженера, конструктора не является профессиональным проектировщиком и в большинстве случаев не знаком с основами проектировочной деятельности. Я полностью согласна с высказыванием Локтионовой Т. Е, что на всех этапах педагогического проектирования возникает ряд проблем, как профессионального, так и личностного характера.
Подготовительная стадия педагогического проектирования не содержит проектных материалов и поэтому в исследованиях часто называется предпроектной. На предпроектной стадии возрастает процесс связанных с саморазвитием человека с преобразованием его сознания.
Анализируя подготовительную стадию проектирования К. Джонс, который определяет её, как «расхождение» пишет: «Необходимо отметить что работа на этой стадии включает в себя как логические, так и интуитивные действия и требует больше беготни, чем размышлений в кресле».
Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношении педагогов к собственной профессиональной деятельности к собственному педагогическому опыту к сформировавшимся годами стереотипам и традициям. По мнению К. Джонса на этом этапе задача проектировщика заключается в сознательном увеличении своей неуверенности в освобождении от заранее заданных решений в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задач.
Перед педагогом проектировщиком встает весьма нелегкая задача, анализируя психолого – педагогический аспект организации процесса профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений.
Другая проблема исследуемого процесса заключается в необходимости учиться для того, чтобы в дальнейшем успешно осуществлять педагогическую проектировочную деятельность. Проектировщик, как субъект создающий нечто новое это всегда человек учащийся и прежде всего учащий себя сам. Безусловно, мы понимаем, что сознательно учиться столь же трудно, как и сознательно создавать новое сознательно творить.
Проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к
-2-
собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, к сформировавшимся годами стереотипам и традициям.
-3-
Сущность педагогического проектирования.
-выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения;
- построение ценностных основ и стратегий проектирования;
- определение целей и задач;
- поиск методов и средств реализации педагогического проекта.
Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Таким образом, он совершается целенаправленно и результативно.
Проектирование — это наука. Науку проектирования нужно освоить, а умение проектировать — сформировать, в этой области можно накопить опыт, понять скрытые процессы.
-4-
Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
Педагогическое проектирование -компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.
Функции педагогического проектирования :
1. повышение эффективности педагогического процесса;
2. технологизация образовательного процесса;
3. связующее звено между педагогической теорией и практикой;
4. прогнозирование развития образования;
5. средство научного исследования.
Обьект педагогического проектирования
педагогический процесс педагогические ситуации.
Педагогический процесс состоит из отдельных педагогических ситуаций, возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризует переход педагогического процесса из одного состояния в другое.
-5-
Педагогическая ситуация-составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия
Также объектам педагогического проектирования относятся :
- педагогические системы,
- педагогические технологи,
- образовательно-пространственная среда.
-6-
Также существуют вида педагогических систем :
- малые ( подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.);
- средние (деятельность образовательного учреждения в целом);
- большие (система образования города, района, области); супер большие (системы образования регионов, республик, стран).
Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их
непосредственном взаимодействии.
Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.
Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.
Педагогическое проектирование- это сложный, многоступенчатый
-7-
процесс, поэтому необходимо выделить последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели до точного описания конкретных действий на уроке.
Выделяют три этапа педагогического проектирования : моделирование,
проектирование
консультирование.
Этапы педагогического проектирования :
1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.
2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – на этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.
3. Педагогическое конструирование – детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.
Основные принципы педагогического проектирования :
1. Принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей;
2. Принцип саморазвития – означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям.
3. Принцип реальности – означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.
Порядок действий при педагогическом проектировании :
1. Подготовительная работа: анализ объекта проектирования; выбор
формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирование;
методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально техническое обеспечение
3. Проектирования; правовое обеспечение проектирования.
4. Разработка проекта : выбор системообразующего фактора; установление взаимозависимости компонентов; написание проектной документации.
5. Проверка качества проекта : мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта;
-8-
принятие решения об использовании проекта.
-9-
Я занимаюсь проектированием, и могла бы рассказать о том, как мобилизуются все силы и возможности для обогащения педагогического процесса или ситуации. Если педагогический процесс построен только как научный, он далеко отстаёт от истинной педагогики. Воспитывающий педагогический процесс соединяет науку с искусством. Таким образом, достоинства спроектированных систем, процессов, ситуаций не только в их научности, а в обогащении науки искусством. У многих будущих педагогов может возникнуть неверие в свои творческие способности. Но, во-первых, вы не знаете всех своих возможностей, вы не испытывали все свои качества. А во-вторых, ещё не поздно начать упорно готовиться к педагогической деятельности. Вы будете проектировать педагогические объекты, учитывая свои личные качества. Иначе проект будет не вашим, взятой из далёкой и сухой науки. Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь,- отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании, в некотором смысле, — полёт мысли в неизведанное
-10-
Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания.
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко).
Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. (Дж. К. Джонс)
Педагогическое проектирование – деятельность по созданию проекта образовательно – воспитательной системы, ориентированной на массовое использование. (Н. О. Яковлева)
Педагогический проект – мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки всей этой деятельности. (О. Г. Прикот)
-11-
1. Послание народу «Казахстанский путь-2050» Н. А. Назарбаев. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. ,1989.- с. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. Основные термины (генерируются автоматически) : педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, педагогическая деятельность, сложная структура дефекта, современный урок, учебно-воспитательная работа, учебный материал, учебный процесс.
2. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование : сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 89-91. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ ( дата обращения: 11.02.2021). Библиографическое описание: Гаффоров, А. Х. Психологические основы педагогического проектирования / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 837-839. — URL : https://moluch.ru/archive/116/31690/ ( дата обращения: 11.02.2021).
3. Джонс Д. К «Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа» перевод с английского М. Мир