Папки-передвижки

Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей

Лилия Мухаева
Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориентация в духовно-нравственном пространстве. От того как будет воспитан дошкольник в духовно-нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Недооценка важности формирования и воспитания нравственных качеств личности ребенка с ранних лет, приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей.

Публикация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей» размещена в разделах

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае, пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. Именно в раннем детстве ребенок, словно губка, способен впитывать все то, что происходит в окружающей его действительности. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. В это время ребенок начинает определять для себя начальные представления о морально-этических и нравственных нормах поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается, прежде всего, в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Я предлагаю рассмотреть несколько форм и приемов формирования духовно-нравственных качеств личности у дошкольников в семье. Одна из наиболее частых форм взаимодействия детей и родителей в семье - это беседа. Тему для беседы нужно подбирать исходя из возраста ребенка и его поведенческого состояния. Например, для детей старшего дошкольного возраста можно повести ряд бесед о культуре поведения, о бережном отношении к природе, окружающему миру, о вежливом обращении к взрослым и сверстникам. Цикл бесед о том «Что такое хорошо и что такое плохо» поможет разобраться детям в понимании плохих поступков и хороших. Но нельзя забывать о том, что беседы должны закрепляться действиями, т. е., если родители, например, провели беседу с ребенком о вежливом обращении к взрослым и сверстникам, то они должны на своем примере показать ему, как нужно это делать иначе ребенку будет сложно воспринять информацию, не подкрепленную наглядным примером. Самая интересная, доступная и близкая детям форма взаимодействия с семьей – это игра. В играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Вот несколько примеров игр направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников: дидактическая игра «Угадай название сказки», словесные игры «Назови ласково», «Разговор по телефону», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница» и т. д. Нельзя не вспомнить и о такой важной форме взаимодействия детей и родителями как чтение сказок и художественной литературы. Воспитание художественным словом способствует проявлению у ребенка живого отклика на различные события жизни. Моральные нормы и правила приобретают в художественном произведении живое содержание. Дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребенок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которая преподносит ему книга.

Из большого многообразия русских народных сказок предлагаю родителям уделить больше внимания знакомству с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются.

Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.

Это такие сказки, как:

- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);

- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);

- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);

- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);

- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»).

Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Предлагаю родителям прочитать детям такие художественные произведения как: цикл стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Живая шляпа», «На горке» Н. Носова, «Федорино горе» К. Чуковского. Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С. Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского. Таким образом, мы видим, что воспитательные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в семье посредством различных форм и приемов безграничны.

Конечно, известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника. Поэтому детский сад принимает активное участие в формировании личности ребенка. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей.

Наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования педагогами духовно-нравственной культуры и качеств личности дошкольников является:

- беседа («Урок дружбы», «Спасибо за правду», «Добрые дела»; «Вежливая просьба» и т. д., разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

- личный пример адекватного эмоционального реагирования педагога, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);

- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

- методы торможения (порицание, предупреждение);

- игровые приемы (ритуалы начала занятий и конца занятий, например: «Волшебный клубочек», «Как меня зовут», «Круг друзей» и т. д., игровые этюды «Скажи хорошее о друге», «Я так устал», дидактические «Кто живет в семье», «Как поступить», словесные «Назови друга ласково», «Хорошо – плохо», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», «Больница» и т. д.);

- чтение сказок и художественной литературы (В. Катаев "Цветик семицветик", В. Осеева «Волшебное слово», Б. Алмазов «Горбушка», В. Драгунский «Друг детства»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста» и т. д.); малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки.

- продуктивная деятельность (совместное и самостоятельное изготовление поделок, подарков, книжек, игр и т. д.).

Каждый метод являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом. В связи с этим, неслучайно, что законы нашего государства, и в частности федеральный государственный образовательный стандарт, также нацелены на развитие духовно-нравственной личности.

Так ФГОС ДОО, который вступил в силу с 1 января 2014 года, а также Федеральный закон от 29.12.2015 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», одной из главных задач в воспитании провозглашают «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [ст. 2 пункт 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012].

Таким образом, актуальность и остро поставленная в обществе потребность развития и воспитания духовно-нравственной личности, ставит, в первую очередь, перед родителями и педагогами дошкольного образования задачу развития у детей высоких нравственных чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова, О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / О. А. Колесникова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 965-968.

2. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : книга для воспитателя детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

3. Шохина, Т. Е. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Т. Е. Шохина // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 540-544.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 22:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД