Светлана Шуринова
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в образовательном процессе является своевременное освоение ребенком родного языка в максимально короткие для этого сроки.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательных задач на начальном этапе школьного обучения; в-третьих, специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка.
Актуальность проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста отражается в многочисленных психолого-педагогических, лингвистических исследованиях.
В ФГОС ДО одной из задач в области речевого развития является развитие связной речи, которая предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, нравственного и в том числе художественно-эстетического развития детей, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование у детей художественного вкуса, умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Ф. А. Сохин, А. М, Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский и др.).
Связная речи детей отмечала Т. А. Ладыженская, изучена недостаточно, так как в ней не исследованы способы связи между самостоятельными предложениями, уместность употребления языковых средств в определенном виде высказывания. В этой связи существует проблема ознакомления детей с правилами построения художественного текста, его структурами, частями и элементами связи между ними. Эта проблема остается актуальной и сегодня.
В разработку методики ознакомления детей с художественной литературой в дошкольной педагогике большой вклад внесли ученые – педагоги Е. А. Флерина, О. И. Конина, Н. С. Карпинская и др. В своих работах исследователи уделяли особое внимание речевому развитию детей, раскрывали основные взаимосвязи развития речи в процессе работы с художественными произведениями.
Основополагающими в контексте нашего исследования являются положения относительно определения показателей развития связной речи : ее основных признаках (А. А. Леонтьев) и операционных компонентах (А. Р. Лурия).
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития связной речи. Наиболее эффективным средством развития связной речи, соответствующим возрастным особенностям старших дошкольников является художественная литература.
С незапамятных времен художественная литература являлась важнейшим источником и средством интеллектуального развития детей и уникальным средством воспитания в семье. В настоящее время чтение художественной литературы в дошкольном образовательном учреждении и в семье постепенно отходит на второй план, уступая место компьютеру [3, C.103]. Общественность озабочена проблемой приобщения детей к книге, решает вопрос о возвращении книги в круг общения детей, стремиться сделать помощником читателя [15, C.67].
В настоящее время педагоги и родители не достаточно уделяют внимания использования художественной литературы в развитии связной речи детей. Отсюда неумение детей строить смысловые, развернутые высказывания, способствующие общению и взаимопониманию, а так же нет целесообразности монологической речи. Исходя из этого тема нашего исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения, что использование художественной литературы в развитии связной речи у старших дошкольников будет способствовать соблюдение ряда педагогических условий:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников в процессе восприятия художественного текста;
– использование элементов игр-драматизаций в процессе чтения художественной литературы для развития связной речи у старших дошкольников;
– организация сотрудничество педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ласточка» г. Елабуга. В нем принимали участие дети старшей группы – 20 детей.
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента состояла в выявлении уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе эксперимента мы использовали серию заданий для исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.
Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент по исследованию особенностей связной речи у детей позволил выделить следующее:
Данные в ходе исследования свидетельствуют : высокий уровень показали – 19% детей, средний уровень был обнаружен у 46% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложения использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению. Низкий уровень был обнаружен у 35% детей. У них наблюдались трудности при пересказе, при соблюдении логической последовательности. В большей степени страдала правильность связной речи, были отмечены грамматические ошибки. Полученные данные о состоянии связной речи у детей свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.
Целью формирующего этапа эксперимента было: разработать и осуществить работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы.
В целях определения эффективности работы развитию связной речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе проводилось повторное диагностическое исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной. Результативность реализации системы работы развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста мы проверяли по тем же методикам, что и констатирующем этапе.
Итак, в результате исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие данные:
Таким образом, при первичной обработке результатов у дошкольников страдала точность, логическая последовательность, богатство речи, присутствовали грамматические ошибки; дети могли логично выстроить предложение, нарушены были причинно-следственные отношения при пересказе, рассказе.
Рисунок 1. Результаты проведения методики «Изучение связной речи»
детей старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе и контрольном этапах)
Контрольный эксперимент показал следующую динамику развития связной речи : Высокий уровень показали – 46% детей. У этих детей все параметры связной речи находятся на высоком уровне. Они содержательно, логично, точно и последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь оформлена грамматически правильно.
Средний уровень был обнаружен у 54% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению.
Низкий уровень не был обнаружен у детей. Намного лучше стали показатели по параметрам у всех детей. Они научились передать содержание готового литературного текста и собственного рассказа; логично выстраивать свое высказывание; в речи использовались не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия.
Таким образом, проведенный контрольный эксперимент по исследованию особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста, позволил выделить следующее: – дети могут логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов; – дети могут устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках; – при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения; – практические отсутствуют грамматические ошибки; – самостоятельно составляют рассказ – описание. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения работы на формирующем этапе эксперимента. Реализация педагогических условий способствовала развитию связной речи. Систематическое использование разнообразного материала для развития связной речи детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, а также дополнительная работа вне занятий и в семье по развития связной речи способна повысить уровень сформированной связной речи детей старшего дошкольного возраста.