Екатерина Горина
Разработка и апробация дополнительной общеобразовательной программы «Путешествие Эколенка в мир природы»
1 слайд
Предлагаем вашему вниманию опыт работы нашего дошкольного учреждения детского сада № 13 «Вишенка» городского округа города Выкса по формированию основ естественно-научной грамотности дошкольников.
2 слайд На базе инновационной площадки по теме «Разработка и апробация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Путешествие Эколенка в мир природы» с использованием возможностей метеоплощадки» решается задача естественно-научной грамотности дошкольников.
Публикация «Разработка и апробация дополнительной общеобразовательной программы „Путешествие Эколенка в мир природы“» размещена в разделах
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3 слайд Важнейшим условием для реализации этой задачимы считаем правильную организацию воспитывающей культурной среды, включающей в себя компоненты социальной и развивающей предметно-пространственной среды.
4 слайд Коллективом педагогов МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка»наработан уникальный опыт, в котором успешно сочетаются разные виды деятельности дошкольников и реализуются проекты экологической тематики, такие как: «Как прекрасен этот мир!», «Этот большой маленький мир», «Песок и вода – наши лучшие друзья» (младший дошкольный возраст, «Неживая природа»(средний дошкольный возраст, «Экологическая тропа» (старший дошкольный возраст, «Сезонные изменения в природе»(подготовительные группы). Педагоги применяют разнообразные инновационные формы и методы: экологический микрофон, мультимедийные презентации, видеофильмы, звукозаписи голосов природы, игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации, кейс-технология, письмо-жалоба, игровые обучающие ситуации, диалог с природой, наблюдения, метод экологической идентификации, метод моделирования, практическая работа с оборудованием метеостанции, проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка примет).
5 слайд На территории детского сада создан эколого-развивающий комплекс с экологической тропой, с метеостанцией, дендрарием лекарственных растений, лабораторией, фермой, огородом, уголком созерцания, тропой здоровья, уголком труда. Данная развивающая предметно-пространственная среда позволила использовать эмпирические методы познания в процессе формирования естественнонаучной грамотности дошкольников.
6 слайд Работая с приборамина метеостанции (компас, термометр,дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, султанчики, рамка облаков) дети наблюдают за погодой и природными явлениями.
7 слайд Созданный на территории детского сада огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяем, углубляем, закрепляем знания воспитанников, знакомим детей с разнообразием растений, их биологическими особенностями и технологией выращивания. Показатели приборов метеостанции - дождеметр, термометр помогали детям устанавливать зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды.
8 слайд С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды на территории метеоплощадки создан дендрарий лекарственных растений –предсказателей погоды». Дети знакомятся с миром целебных растений и их ролью в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
9 слайд Для организации детского экспериментирования создана исследовательская мини- лаборатория. В ней представлены пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, различные материалы для исследований: коллекции камней и мыла, магниты, редкие находки, гербарии. В ходе опытов с микроскопом, часами, лупами, лампами, компасом, термометром, весами дети наглядно наблюдают некоторые физические явления и процессы.
10 слайд Особо хочется остановиться на такой интересной форме работы, как исследовательская проектная деятельность, в ходе которой дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Используя оборудование метеостанции, экспериментируя с ним, наши воспитанники ответили на вопросы и презентовали такие проекты, как:
«Дождь – это хорошо или плохо?»
«Почему хрустит снег?»
«Что будет, если не будет насекомых? Польза и вред насекомых».
«Почему зимой не растут цветы?»
«Почему опадают листья?»
«Что случится, если не будет солнца?»
«Какую пользу приносят птицы?»
«Для чего нужны комнатные растения?»
11 слайд Формирование основ естественно-научной грамотности дошкольников наше учреждение решает с помощью родителей и использует активные формы работы с семьей: домашние задания (совместный уход за животными, растениями, сбор коллекций природных и других материалов);помощь в создании развивающей среды; и благоустройства участков на территории детского сада; участие в экологических акциях; наблюдения за изменениями в природе; сопровождение детских проектов и т. п.
12 слайд Таким образом, система работы нашего ДОУ обучает детей нахождению объяснений явлениям природы, сравниванию, установлению причинно-следственные связей, умению делать выводы, и тем самым, способствует формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности и следующих компетенций:
- научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений);
- оценить и сформировать научные вопросы (понимание основных особенностей естественнонаучного исследования);
- научно интерпретировать данные и доказательства (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование).