МААМ-картинки

Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей

Алёна Зайцева
Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

Публикация «Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей» размещена в разделах

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Это кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребёнка. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Понимая это, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

-формировать интерес и любовь к художественному слову;

-способствовать формированию духовно – нравственных качеств через чтение художественных произведений;

-развивать умение отмечать плохое от хорошего, поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

-совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности);

-формировать чувство уверенности в себе, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, желание помогать нуждающимся.

Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.

Особое место отвожу в группе речевой деятельности. В группе оборудована библиотека, каждую неделю дети могут выбрать новую, понравившуюся книгу и в выходные дни прочитать с родителями. В групповой библиотеке представлены сказки художественной литературы, соответствующие возрасту, картинки, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимали участие дети их родители. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно- развивающей среде мои воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают личностные качества.

Художественное слово помогает детям с самого раннего возраста понять красоту окружающего мира. Технология «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой, по которой мы работаем, предусматривает наличие полочек разной тематики. Выставляя книги на данные полочки, я знакомлю детей с книжной графикой (Е. Рачев; Н. Кочергин; Ю. Васнецов, с иллюстрациями к сказкам (К. Ротов; Н. Радлов; В. Конашевич; В. Сутеев, с иллюстрациями к веселым книжкам (А. Пахомов; Ю. Жуков, с иллюстрациями к стихам рассказам о детях (Е. и Н. Чарушины; М. Митурин; В. Курдов; Я. Манухина; С. Куприянов; В. Горячева, с иллюстрациями к рассказам о животных (А. Слепков; В. Юдина; М. Афанасьева; В. Горячева).

При реализации данной темы накоплена большая материальная база:

-сделана подборка детской художественной литературы, в которой ярко прослеживается нравственная направленность;

-накоплен иллюстрационный материал «Уроки доброты»;

-приобретены книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

-изготовлены и приобретены настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;

-изготовлены атрибуты к русским народным сказкам: маски, шапочки;

-созданы копилки с пословицами и поговорками о добре, дружбе, родине, труде;

-пополнены педагогические копилки фольклорными произведениями (стихами, песенками, попевками, пестушками, считалками, народными играми по данной теме).

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Ведь родители — первые главные воспитатели!

Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

В работе с родителями были использованы разные формы работы. В родительский уголок выставляли консультации «Духовно- нравственное воспитание через художественное слово», «Значение художественной литературы в воспитании детей», рекомендации «Художественное слово в воспитании дошкольников», проводили беседы на тему «Роль потешек в воспитании детей». Была создана копилка с потешками «Сборник потешек на все случаи жизни». Был проведен круглый стол с родителями «Положи свое сердце у чтения».

В уголок для родителей ежемесячно помещаю информацию о традициях, духовных ценностях воспитания и развития дошкольников. Также постоянно обновляется материал рубрики «Православный уголок», где родители знакомятся с праздниками, традициями христианского народа, правилами и устоями православной церкви.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком проявить себя таким в обществе.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» (2) Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 9» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 19:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД