Лучший педагог года

«Работа с родителями» Выступление на методобъединении

Татьяна Коростелева
«Работа с родителями» Выступление на методобъединении

Какими бы прекрасными ни были наши детские

учреждения, самым главным воспитателем,

формирующим разум, мысли детей,

являются мать и отец. Семейный коллектив, где

ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших –

это такая основа детского мышления, которую в этом

возрасте не может заменить никто.

В. А. Сухомлинский

Семья для ребенка является самым главным и лучшим педагогическим учреждением, обеспечивающим интимно-личностные отношения, воспитывающим личным примером, делом.

Публикация «„Работа с родителями“ Выступление на методобъединении» размещена в разделах

Семейное воспитание имеет два незаменимых свойства: индивидуализацию воспитания и широкое развитие чувств ребенка. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка как в настоящем, так и в будущем. Как воспитательный фактор, семья занимает значительно более высокое место, чем детский сад и школа.

В связи с этим необходимо все усилия направлять на совершенствование воспитательного потенциала семьи, на повышение педагогической культуры родителей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации, усложнением воспитательных задач, ростом числа детей с отклонением в поведении. Меняется и сам ребенок. Он становится более информирован, развит, поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых. Поэтому, не смотря на то, что семья является главным источником становления личности, родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей. В таких условиях ДОУ не должно полностью перекладывать всю ответственность за воспитание детей на семью, отказываться от работы с родителями. Наоборот, работа с родителями должна выходить на одно из приоритетных мест.

Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психологических знаний, практическими умениями и навыками педагогической деятельности. И в этом им должны помочь мы – педагоги.

Необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение педагогических знаний и умений, является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для его осуществления необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий:

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагога и родителя;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье при организации работы со всеми родителями;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовки в вопросах воспитания;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности.

Соблюдение этих условий помогает найти контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Кроме этого, необходимо изучить семью, т. е. выяснить:

- структуру семьи, психологический климат, основные принципы семейных отношений (доброжелательность, грубость, доверие, подозрительность, ответственность, анархия и т. п.);

- стиль и фон семейной жизни ( какие впечатления преобладают: положительные или отрицательные, причины конфликтов);

- социальный статус матери и отца, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка;

- воспитательный климат в семье, наличие домашней системы воспитания.

Для изучения семьи существуют такие методы :

- анкетирование и тестирование родителей;

- индивидуальные беседы с родителями и детьми;

- посещение семьи;

- изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»;

- наблюдение за ребенком во время игр;

- наблюдение за взаимоотношениями между родителями и детьми;

- моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Изучив семью таким образом, вы уже будете знать: к какой категории ее отнести. К первой, где родители отличаются высоким уровнем эмоционально-нравственной культуры. Это проявляется и в общении с ребенком, и со взрослым; в работе, понимании детских интересов и увлечений. Они стремятся к единству педагогических требований, серьезно относясь к воспитанию. Вторая категория родителей имеет средний уровень образования и культуры. Их общая забота – материальное обеспечение. К интересам и увлечениям детей - безразличны. Общение с ребенком имеет не адекватную форму. Вместо шутливого тона или огорчения, его высмеивают, подчеркивают неловкость, строго наказывают. Родители, относящиеся к третьей категории, живут каждый своей жизнью, мало вникая в заботы друг друга. Уровень психолого-педагогической осведомленности – низкий. Не испытывают необходимости в получении педагогических знаний. Такие родители не уделяют воспитанию своего ребенка достаточно внимания.

Все родители разные, поэтому и формы работы с ними должны быть разнообразными, активными, а не только те, которые мы привыкли использовать. Необходимо применять:

- дискуссионный круглый стол, диспуты по вопросам педагогики, психологии, здоровьесберегающим технологиям и т. п. ;

- аукционы, совместно с детьми;

- КВНы, викторины, конкурсы;

- день семьи, день открытых дверей.

Таким образом, необходимо помнить, что ДОУ – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И от качества нашей работы зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Публикации по теме:

Роль взрослого в протекании кризиса трёх лет Роль взрослого в протекании кризиса трех лет Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими.

Первые Олимпийские игры. Презентация Уважаемые коллеги! Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа с родителями» Выступление на методобъединении
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД