Получи документы

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Ольга Запорожцева
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

1. Роль движения в жизни человека.

Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям за людьми с врожденными либо приобретёнными ограничениями подвижности. Развитое общество стремится сделать их существование как можно комфортным, а развивающееся занято совсем другими проблемами. Но независимо от уровня развития общества, к которому мы принадлежим, мы понимаем, что неспособность двигаться – это очень большая потеря. Ведь никакие приспособления, архитектурные ухищрения и культура общения не могут возместить такому человеку то, что он однажды потерял или никогда не имел.

Публикация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Говорят, что движение – это жизнь. И в самом деле, лучше всего человеческое тело приспособлено к физической активности. Основным видом движения для человека во все времена остаётся ходьба. Именно этот вид активности сопровождает нас ежедневно в том или ином количестве. Ведь то, сколько раз мы способны отжаться от пола, в последний раз интересовало разве что нашего преподавателя по физкультуре в школе или вузе. Взрослым людям редко задают подобные вопросы – разве что при поступлении на должность, которая требует хорошей физической подготовки. Поэтому мы можем позволить себе позабыть об игре в салочки с детства и о стометровках на время – со школы. Мы можем обзавестись автомобилем и избавить себя даже от необходимости проходить каждое утро до автобусной остановки. Но, к нашему счастью, у нас по-прежнему остаётся необходимость подниматься по лестнице, выгуливать собаку, стоять у плиты, ходить по магазинам, гулять с детьми, ходить в столовую или кафе в обеденный перерыв. И если мы по какой-то причине вдруг утратим возможность делать это с помощью собственных конечностей, мы наверняка это не просто заметим – мы мигом поймём, как много потеряли. Причём, потеряли не в спорте, которым никогда не интересовались, а именно в ежедневных бытовых хлопотах, которые до сих пор давались нам привычно и легко, а теперь требуют неимоверных усилий для выполнения элементарных действий.

Итак, если мы зададимся вопросом, какие из мышц нашего тела работают чаще и больше остальных, мы неизбежно придём к выводу, что это мышцы ног и спины. Увы, избавить свои ноги от необходимости удерживать тело в вертикальном положении, передвигать всё тело с места на место пока ещё никому не удалось. Более того: современность с её тенденциями к ожирению и модой на высокий каблук, только добавляет из года в год сложностей, как ногам мужчин, так и женщин. Ведь, если образ красавицы прочно связывается с каблуком-«шпилькой», то образ мужчины «ближе к 40» - с характерным брюшком, которое не скроет ни одна одежда.

Казалось бы, мы знаем, как мы ходим, говорить тут решительно не о чем. Но насколько хорошо на самом деле нам известно, как происходит столь знакомый каждому от рождения процесс? Ведь при всём видимом знакомстве с ним человечество из века в век продолжает жаловаться на ноющие боли в пояснице, хруст в коленях, чувство припухлости в голеностопном суставе. Если мы всё знаем, почему же тогда продолжаем страдать от одних и тех же патологий? Вывод очевиден, потому что большинство людей раз за разом повторяет одни и те же ошибки, относящиеся к прямохождению. Корни этих ошибок, если это не врожденные патологии или травмы и перенесенные заболевания, берут начало в младенческом возрасте. Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа, как было подчёркнуто выше, обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

За последнее десятилетие в России службами медицинского контроля физического развития детей дошкольного возраста отмечается значительное ухудшение состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности детей. Это обусловлено влиянием на состояние их здоровья и развития ряда неблагоприятных факторов экологического и социально-экономического характера, а также уменьшением объёма профилактической деятельности в здравоохранении и образовании. По медико-статистическим данным, более 75% детей страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, около 50% - различными хроническими заболеваниями. Для этих детей, как правило, характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности.

Критерии здоровья– гармония физических и духовных сил, уравновешенность нервной системы, способность противостоять различным вредным явлениям. Здоровый ребёнок быстрее осваивает необходимые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий, легче воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка формирования характера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей.

Осанка - показатель здоровья. Большое влияние на формирование осанки ребёнка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния её мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые уплощают стопу. В медицинской литературе данная деформация стоп получила название – плоскостопие. Данное заболевание часто встречается у детей дошкольников.

2. Плоскостопие – симптоматика, причины, профилактика.

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе, как отмечалось выше, выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка, который компенсанаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Стопа человека выполняет функции опоры и ходьбы. Она испытывает значительные статистические нагрузки, удерживая вес человека и не давая ему упасть во время ходьбы. Стопа выполняет функцию амортизации и подъемного механизма. В составе стопы 26 костей, кости стопы более прочные и плоские, чем кости кисти (см. рис. 2, рис. 3). Кости стопы соединяются между собой прочными связками и поэтому, чтобы стопа могла выполнять эти функции, в ее строении присутствуют своды. Продольный внутренний (медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и тремя плюсневыми костями и выполняет рессорную функцию. Он расположен от подошвенной поверхности пяточной кости до подошвенной поверхности первой плюсневой кости. Продольный наружный (латеральный) свод состоит из пяточной, кубовидной и двух костей плюсны и предназначен в основном для опоры. Он расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и пятой плюсневой кости. Поперечный свод образован из головок костей плюсны и выполняет рессорную функцию. Он расположен от подошвенной поверхности первой до пятой плюсневой кости.

Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы.

Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.

Возрастные особенности детской стопы по сравнению с взрослой стопой.

1. Стопа более короткая.

2. В пяточной области стопа сужена.

3. Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга).

4. На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

5. Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

6. У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

7. Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.

Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой, и при осмотре подошвы стопа кажется плоской.

Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития.

Продольное плоскостопие – это когда пяточная и плюсневые кости по отношению к полу расположены уже не под небольшим углом, а образуют линию, полностью параллельную ему. То есть, если в нормальном состоянии стопа сильнее всего упирается в пол пяткой и первыми фалангами пальцев, то при продольном плоскостопии эта разница исчезает.

Поперечное плоскостопие внешне выражено заметнее. Стопы напоминают гусиную лапу, а походка – манеру ходить, свойственную пингвинам. При поперечном плоскостопии привычное каждому углубление на внутренней стороне свода сглаживается полностью, и середина свода ложится на пол. Комбинированное плоскостопие сочетает оба этих вида деформации.

Плоскостопие может быть врожденным (встречается редко) и приобретённым. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость мышц сводов стопы, пониженное физическое развитие, косолапость, травмы стопы, голени, лодыжки, параличи нижних конечностей (чаще всего после полиомиелита – паралитическое плоскостопие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться. Вредное воздействие на формирование стопы оказывает длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблуков.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается её кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе разводят носки ног в стороны, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая, широко размахивают руками. У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега бывают головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли стопы, смягчающей толчки.

При плоской или даже уплощенной стопе обувь снашивается быстрее по внутренней стороне подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что туфли давят на пальцы, становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа ещё более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Стопа является опорой, фундаментом всего организма. Поэтому изменение её формы влияет не только на функцию стопы, но и изменяет функцию позвоночника. Деформация стоп ведет к нарушению осанки. Это отрицательно скажется на общем состоянии ребёнка и может привести к различным тяжелым заболеваниям (артроз мелких суставов стопы, деформация пальцев, остеохондроз, сколиоз).

Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появляться отёк стопы, исчезающий за ночь.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Более того, врачи-ортопеды в своих публикациях утверждают, что излечимо только детское первичное плоскостопие, все же прочие его варианты не лечатся даже оперативным путем. Именно по этой причине необходимо проводить регулярное диагностирование и профилактику плоскостопия у дошкольников. Основными мерами профилактики являются : регулярные осмотры детей у врача ортопеда, оптимальный, индивидуальный режим физической активности ребёнка, полноценное питание и достаточное количество витаминов и минеральных веществ, обеспечивающих нормальный рост и развитие детского организма.

В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть слишком тесной или просторной. По назначению обувь подразделяется на бытовую и специальную: спортивную, ортопедическую.

Ортопедическая обувь применяется при патологических изменениях стопы и способствует исправлению начальных нестойких деформаций ноги, предупреждает их прогрессирование, компенсирует укорочение конечности, создаёт опору при стоянии и ходьбе. Направление на заказ ортопедической обуви даёт врач-ортопед, а также инструкции по гигиене стопы, по использованию и уходу за обувью.

Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы ребёнка, быть мягкой и лёгкой, прочной на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует носить обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы кзади и кнаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Длительное ношение тесной обуви приводит к отклонению большого пальца наружу, а 4-5 пальцев – внутрь. Лучшим материалом для детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. Обновлять обувь необходимо не только по мере её изнашиваемости, но, прежде всего, по мере роста ноги ребёнка. Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.

При плоскостопии нога не может удержать нормальную анатомическую форму, поэтому приходится создавать её искусственно – применяя супинаторы. Супинаторы (особые стельки) приподнимают ногу там, где нужно: по внутреннему краю стопы и между основаниями первого и пятого пальцев. Они подлаживают обувную колодку под ступню. Использование этих стелек не только при неизлечимой форме плоскостопия, но при профилактике заболевания, смягчают колебания, которые при ходьбе неизбежны, притормаживают развитие плоскостопия. Кроме того, супинаторы улучшают кровоснабжение стопы. Правильный выбор супинатора особенно важен для детей, эта «умная» стелька должна идеально соответствовать размеру стопы. Специалисты не рекомендуют приобретать супинаторы для детей с ещё не сформировавшимся сводом стопы.

Развивать мускулатуру, ответственную за формирование сводов и связочный аппарат суставов стопы, позволяет комплекс общеразвивающих физических упражнений и упражнений лечебной физкультуры, последние следует выполнять ежедневно, в течение 10 минут (см. приложение 6).

Физические упражнения динамического характера вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма. При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движениями в суставах. Нагрузка на мышцы усиливает циркуляцию крови, что улучшает питание всего организма. Интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствует укреплению и росту силы мышц, и развитию скелета.

Очень ценными для дошкольников являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Их надо проводить в игровой форме, например, ходить на носках с движением рук, поднятых в стороны, подражая полету птиц, ходить на наружных краях стоп, как косолапый мишка, и т. д.

Правильно организованные ходьба и бег, помимо общего благотворного влияния на весь организм ребёнка, являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнением является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп. Детям, имеющим уплощенный свод стопы, очень хорошо давать рад заданий по захватыванию мелких предметов пальцами ног, например, перекладывание с одного места на другое маленьких шариков, гладких палочек.

Плоскостопие неблагоприятным образом влияет на формирование осанки. Большое значение для формирования осанки правильной имеет развитие у детей координации (согласованности) движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр («Зайцы в огороде», «Быстро возьми», «Запрещенные движения» и т. д). Важно использовать игры, в которых требуется выпрямление туловища, сведение лопаток, расширение грудной клетки. Важную роль в выработке навыка правильной осанки у детей играют упражнения на сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры, например, ходьба по черте, проведенной мелом, линейке, положенной на пол, влезание в обруч (перешагиванием) а также различные виды ходьбы на носках с движением рук. При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие, индивидуальные особенности ребёнка (характер, внимание, сообразительность, овладение двигательными навыками).

Лечебная гимнастика (ЛФК) – это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объема движений скелета.

Назначение ЛФК при плоскостопии призвано воздействовать на множество звеньев патологического процесса. Лечебная физкультура является наиболее эффективным методом укрепления мышечного тонуса и нормализации кровоснабжения. При правильном выборе упражнений и ежедневном их выполнении в течение нескольких месяцев специалистам отечественных реабилитационных центров удается остановить прогрессирование уплощения ступни. Основной задачей ЛФК при плоском своде является достижение необходимого положения свода и фиксация достигнутых результатов. В перечень комплекса упражнений входят разновидности для укрепления мышечных групп: плюсневых пальцев, подошвенного апоневроза, пяточной кости, голеностопного сустава, голени и бедра.

Эффективность упражнений ЛФК при плоскостопии проводится с применением комплексов для стимуляции нескольких мышечных систем одновременно. Для этого применяются не только упражнения в положениях стоя, сидя или лежа, но также используются вспомогательные предметы (гимнастические палки, наклонные плоскости, геометрические кубики). Специальная лечебная физкультура, направлена на тренировку длинной малоберцовой мышцы, которая обеспечивает боковой поворот передней части ступни. При ее недостаточной функциональности формируется отклонение кнаружи, которое часто наблюдается у детей после рождения. С течением времени связочно-мышечный апоневроз укрепляется, поэтому косолапость исчезает. Лечебная гимнастика для ног определяется индивидуально в каждом конкретном случае.

В теплое время года упражнения ЛФК сочетаются с играми босиком, при которых подошвенная часть стопы раздражается фактурой поверхности под ней (камешками, песком, колкой травкой, корой дерева при хождении по стволу и т. д.).

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладительные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени. Массаж делается как при плоскостопии, так и при его профилактике. Главная цель массажа – расслабить и размять напряженные мышцы спины и ног, что благотворно сказывается на общем состоянии ребенка и служит профилактикой заболевания. В зависимости от вида деформации, акцент в массажных движениях немного смешается в сторону наиболее проблемных зон. С помощью лечебного массажа улучшается кровообращение и лимфоток, восстанавливается тонус мышц и связок.

Таким образом, ранние признаки плоскостопия – неправильная постановка стоп во время ходьбы, стояния, быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице (вечеру может появляться отёк стопы, исчезающий за ночь).

На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, общая слабость мышц сводов стопы, пониженное физическое развитие, косолапость, наследственность.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её выбор в соответствии с назначением) и физических упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Профилактику плоскостопия необходимо начинать с первых лет жизни ребёнка. Родители должны понимать, что плоскостопие является недугом, который в случае отсутствия адекватной терапии и полноценного лечения, приводит к серьёзным осложнениям здоровья (деформации костей стопы, заболеваниям опорно-двигательного аппарата).

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Профилактика плоскостопия«Дорожка здоровья». Профилактика плоскостопия Недавно в нашем детском саду проходил конкурс-смотр "Лучшая дорожка-здоровья". Участие принимали родители наших воспитанников и педагоги.

«Профилактика миопии у детей дошкольного возраста». Сегодня я коротко привлеку ваше внимание, как сохранить ребенку зрение. Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который.

Информация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата.

Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются.

Консультация для родителей «Советы Гантелькина». Коррекция и профилактика плоскостопия у детей с ОВЗ Советы Гантелькина. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.» В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного.

Проект «Разработка программы по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста» Оглавление Пояснительная записка 3 Общая информация об организации заявителей 5 Дополнительная информация 6 Актуальность проекта 7 Стратегические.

Профилактика плоскостопия у детей ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях,.

Профилактика плоскостопия у дошкольников.Профилактика плоскостопия у дошкольников. Плоскостопие у детей дошкольного возраста очень распространенно. Многие считают, что это не влияет на общее здоровье ребенка. На самом же.

Профилактика плоскостопия у детей старшей и подготовительной к школе группы Упражнения для профилактики плоскостопия у детей старшей и подготовительной к школе группы. Формирование стопы начинается с самых первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2017 в 18:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД