МААМ-картинки

Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»

Евгения Глухих
Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»

На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска». Появились такие социальные проблемы, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью, бродяжничеством, попрошайничеством, открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, воровством и другими формами отклоняющегося поведения.

Публикация «Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми „группы риска“» размещена в разделах

Цель профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами применения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия ребёнка между собой и с педагогом в форме различных занятий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Различают две группы методов профилактической работы : традиционные и интерактивные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

В традиционном методе педагог выступает в позиции лектора, где излагает новый материал, демонстрирует, объясняет, отвечает на вопросы и т. д. Задача ребёнка при применении традиционного метода заключается в том, чтобы выслушать, понять и воспроизвести своё мнение при контроле.

При интерактивном - педагог выступает в позиции консультанта. Вступает с ребёнком в диалог. Он обращается к личному опыту детей, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и новой информации. Задача - уметь мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

По сравнению с традиционными, в интерактивных формах и методах применения меняется и взаимодействие с педагогом: здесь ребёнок становится активным, задача педагога - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии дети выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

К основным видам интерактивных методов можно отнести : «мозговой штурм», игры (деловые, ролевые, сюжетные, имитационные и т. д., дискуссии, беседы (индивидуальные, разъяснительные, диалоги, размышления, кейс-методы (или кейс-студии, тренинги, обсуждение видеофильмов.

Разберём на примерах применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска».

Ребёнок «группы риска» совершил дисциплинарное нарушение – самовольный уход. Проведём с ним кейс-метод (или кейс-студию) в традиционной форме и интерактивной. Кейс-метод - это описание конкретной ситуации. Кейс – значит, что надо проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Традиционная форма кейс-метода – приглашаем ребёнка, описываем сложившую ситуацию, анализируем, ребёнок слушает и должен понять, что он совершил нарушение дисциплины. В конце педагог предлагает оптимальное решение данной проблемы, с которым ребёнок соглашается.

В этой форме педагог – активен, а ребёнок – пассивен.

Интерактивная форма кейс-метода – приглашаем ребёнка и предлагаем ему самому описать сложившую ситуацию, высказать свою точку зрения, проанализировать и принять оптимальное решение в данной проблеме самостоятельно. В конце занятия ребёнок консультируется с педагогом – правильно ли он пришёл к выводу.

В этой форме наоборот : здесь ребёнок – активен, а педагог – пассивен.

Проведём ещё один из интересных методов – «мозговой штурм».

Традиционная форма. Как правило, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает остальным участникам несколько своих вариантов идей для решения данной проблемы. Советуется с детьми, какой вариант решения более подходит, анализирует выбранный вариант, опять советуется и убеждает детей, что выбрали правильное решение.

В этой форме педагог – активен, а ребёнок – менее активен.

Интерактивная форма. Также, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает высказывать каждому свои соображения, мнение и варианты решения проблемы. Важно, чтобы первыми высказались младшие по возрасту и далее - по старшинству. Почему начинают с младших, потому что замечено, что чаще всего дети младшего возраста предлагают весьма тривиальные идеи и когда дети старшего возраста начинают предлагать актуальные идеи к решению проблемы, тогда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего мероприятия педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

В этой форме ребёнок – активен, а педагог – менее активен.

Теперь предлагаю поэкспериментировать и заочно применить интерактивные методы профилактической работе с детьми «группы риска».

Каждая команда получает задание: имея «на руках» ситуацию и форму занятия, вы должны придумать тему профилактического мероприятия с обязательным использованием интерактивной формы. Потом проверим, как вы справились.

Итак, первой команде – ребёнок «группы риска» совершил правонарушение - воровство. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму игры.

Второй команде – ребёнок «группы риска» совершил дисциплинарное нарушение - употребление спиртных напитков. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму диалога.

И третьей команде – ребёнок «группы риска» систематически совершает нарушение дисциплины, выраженное в - драках, грубости, сквернословии, частые пропуски уроков в школе. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму дискуссии.

(Подведение итогов).

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных форм и методов профилактической работы, это форма работы, которая позволяет наладить взаимодействие педагога с ребёнком в ходе учебного процесса.

Все интерактивные формы и методы призваны решать главную задачу — научить и развивать ребенка. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_jd5b1.pptx | 7411,88 Кб
 
Публикации по теме:

Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации При поступлении в детский сад, малыш впервые начинает осваивать мир ДОУ: режим дня, отсутствие родных, новые требования, постоянное общение.

Игры с детьми группы «риска» Игры с детьми группы «риска» Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания.

Использование интерактивных форм работы по формированию краеведческих знаний. Видеоролик по кубановедению Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Опыт работы «Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию из общения опыта работы "эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного.

Консультация для педагогов «Организация работы ДОУ с детьми группы риска» Семьям группы риска уделяется особое внимание, так как именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям,.

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы Основы социальной - профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Прогрессирующая тенденция.

План конспект открытого урока в ДМШ «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» План конспект открытого урока «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» по хору «Свирелька» преподавателя МБУ.

План работы с обучающимися «Группы риска» План работы с обучающимися «Группы риска» на 2018-2019 учебный год Цель:создание правовых, социально-организованных условий для самореализации.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.

Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 15:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД