Лучший педагог года

Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Публикация «Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание подвижной народной игры

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила— обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали — покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Не стой!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится — победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине —

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду —«ястребы», в другом —«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

• Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

• - Га-га-га!

• - Это правда?

• - Да, да, да!

• - Кто вас слышит?

• - Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

Публикации по теме:

Игровая деятельность «Народные подвижные игры»Игровая деятельность «Народные подвижные игры» Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами при подготовке и проведении праздников представляют собой основу этапа формирования.

Игровые технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников Ход мастер-класса Вступление Кромсая лед, меняя рек течение, Твердите вы, что дел невпроворот, Но вы еще попросите прощение.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старших дошкольников «Знакомство с птицей Горихвосткой» Цели: -обобщить знание детей о птицах; -познакомить с новой птицей; -воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете и бережное.

Мастер-класс «Подвижные народные игры с мячом» .

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы»Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы» «Удивительный мир природы» Актуальность данной проблемы Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного.

Организованные подвижные игры для младших дошкольников Подвижные игры,если они проводятся правильно,очень нравятся детям. В отличии от гимнастики движения в подвижной игре точно не дозируются,но.

Подвижные игры в жизни дошкольниковПодвижные игры в жизни дошкольников Игра-непременный спутник детства. "Игра,- говорил А. М. Горький, -путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить".

Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры» С Е М И Н А Р – П Р А К Т И К У М на тему: «Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей.

Методическая разработка «Народные подвижные игры» Народные игры действительно забыты народом, и наши дети к сожалению не знают, быт наших предков, очень хотелось чтобы родители взяли себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников
Опубликовано: 22 октября 2016 в 21:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД