Татьяна Буянкина
Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие процессы направлены на определение новой стратегии образования в соответствии с реалиями современного общества. Сегодня человечество перешло в постиндустриальную эпоху своего существования, характеризуемую нестабильностью процессов и явлений в динамично меняющемся мире, что становится объективной детерминантой реформирования образования. Атрибутом современного образования является способность и готовность решать жизненные задачи в нестабильном мире. Сегодня крайне необходимо находить адекватные ответы на вызовы времени: обществом востребована конкурентоспособная личность, подготовить которую — главная миссия системы образования. В связи с этим характерно, что модернизация традиционной системы дошкольного образования основана на доминанте поддержки развития личности ребенка.
Публикация «Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС» размещена в разделах
В настоящее время получают признание технологии, направленные на развитие инициативы, самостоятельности и творчества ребенка в решении образовательных задач. За долгие годы преобразований дошкольной системы приоритетные позиции технологий, ориентированных на личность ребенка, не только не потеряли своего ведущего значения, но даже заметно усилились, и, получив мощную государственную поддержку, нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основе образовательного стандарта лежит смена парадигмы дошкольного образования, связанная, прежде всего, с изменением места и роли дошкольного периода в развитии личности ребенка, осознания его уникальности и особого значения в жизни человека. Понимаемый как самоценный период в развитии ребенка, дошкольный возраст становится важным этапом «правильного старта» для формирования успешной личности. Согласно принципу поддержки разнообразия дошкольного детства, ребенок, в неповторимом сочетании его реальных и потенциальных возможностей, стоит в центре педагогического процесса. В аспекте реализации ФГОС ДО личностно-ориентированный подход становится ведущим в проектировании образовательного пространства дошкольной организации. На основе концептуальных положений стандарта именно личностный компонент становится системообразующим фактором в современном дошкольном образовании. Основные направления определяющие личностно-ориентированную парадигму дошкольного образования. Гуманистическая направленность образования, которая обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру. Она предполагает любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, веру в ребенка и его способности. Гуманистическая компонента в новой модели образования противопоставлена авторитарному унифицирующему подходу в традиционной образовательной системе, где педагог ориентировался на усредненную модель ученика. Идея гуманизма в образовании выражена в формуле педагога: «Ребёнок может всё!» и предполагает максимальное развитие ребенка в образовательном процессе. Дифференцированная направленность предполагает построение такой образовательной системы, при которой учитываются индивидуальные возможности и потребности ребенка. В аспекте данного направления содержание педагогической деятельности определяется совокупностью способностей и потенциалом каждого конкретного ребенка. Личностная направленность предполагает умение педагога видеть в ребенке уникальную личность, создавать условия для её самопроявления и самореализации. Уже в дошкольном возрасте, когда только закладываются первые механизмы социального поведения, ребенку необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы он чувствовал признание и поддержку окружающих, а процесс позитивной социализации способствовал раскрытию индивидуальности ребенка. В аспекте направлений личностно-ориентированного подхода деятельность взрослых в условиях дошкольной организации направлена на построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности на основе партнерских взаимоотношений.
Принципы личностно- ориентированного подхода :
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
В целом, следует отметить, что идея личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании не нова, но в условиях внедрения образовательного стандарта она приобретает императивное значение и становится основой совершенствования деятельности образовательных организаций в направлении повышения качества первой ступени отечественного образования. Настало время переходить от декларативных заявлений и эпизодичных практик к масштабному изменению дошкольного образовательного пространства с позиций личностно-ориентированного подхода.