Получи документы

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Марина Разгуляева
Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.

Публикация «Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В работе я использую программу Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и ряд других.

В целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии при организации учебно-воспитательного процесса осуществляется интегрированный подход. Интеграция осуществляется через развитие речевого слуха, сенсорное развитие в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словами в предложении.

Обучение детей звуковому анализу слова невозможно без развитого фонематического слуха, узнавания и различения неречевых и речевых звуков.

Фонематический слух – это врождённая способность, включающая в себя:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Я использую такие упражнения: «Помоги Тане добраться до дома», «Придумай имена, начинающиеся с определённого звука» и т. д.

Фонематическое восприятие – способность приобретённая, включающая в себя:

• Умение определять первый/ последний звук в слове;

• Умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);

• Умение определить линейную последовательность звуков в слове;

• Умение определить количество звуков в слове.

Знакомя детей со звуковым анализом слова, т. е. определением порядка следования звуков в слове, установлением различительной роли звука, даю детям задания: «Определи, на какой звук начинаются (заканчиваются) слова»; «Что лишнее в ряду?» ; «Определи позицию звука в слове» ; «Подбери слово к схеме» и др.

Закрепление умения определять местоположение звука в словах проходит в играх «Как их зовут?», «Какое слово задумано?», «Звонкий – глухой».

В ходе игры "Поймай конец и продолжай" или «Цепочка» дети называют цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего.

Игры «Кто больше», «Города и страны», «Съедобное – несъедобное» - помогают научиться придумывать слова на определённый звук.

Знакомство со звуками проводится в определённой последовательности.

Знакомимся вначале с гласными звуками, с их артикуляцией. Дети делают анализ звукосочетаний, выделяют гласный звук в словах.

В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими согласными звуками. На протяжении всей работы даю различные игры и задания на закрепление навыка звукового анализа слов.

Знакомство с буквами провожу в игровой форме, что значительно облегчает образовательный процесс. Важным моментом является совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, сразу даю его графическое изображение. Использую стандартную школьную кассу и игры такие как: "Найди букву среди других букв", "Найди и обведи букву" и др.

Знакомимся с буквой в определённой последовательности.

• рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что она похожа, выделение элементов, прослушивание и заучивание стихотворения о букве;

«печатание» буквы в воздухе, далее в тетрадях по образцу;

• чтение слогов с изучаемой буквой, далее слов и предложений.

Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный, речедвигательный, слуховой, тактильный. Известно, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Совмещение работы над звуком и буквой, тщательная, кропотливая работа над звуковым анализом, приводит к тому, что формирование навыка чтения происходит быстрее.

Обращаю внимание на осознанное чтение слов. В этом помогают такие игры, как: «Кто больше слов составит», «Накормите зверей», «Слоги рассыпались», «Лото». По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учим детей, членить слова на слоги, предложения на слова и читать эти предложения. Дети усваивают разницу между словом и предложением, соблюдают паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.

При работе на данном этапе хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т. е. письмо). Поэтому мы проводим упражнения с разрезной азбукой, печатание.

Хочется отметить ещё вот что, психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Ребёнок на занятии читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как работа не захватывает их. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю игровым приёмам и детским играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Письмо – сложный навык и в полном объёме не доступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.

Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Для развития мелкой моторики, совместно с педагогами речевой группы, провожу следующие виды работы:

• Работа с бумагой, плетение, аппликации;

• Пальчиковая гимнастика;

• Игры с конструктором и мозаикой;

• Массаж кистей рук и пальцев;

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками ;

• Рисование и раскрашивание ;

• Игры с верёвочкой, шнуровки;

• Игры с пластилином;

• Вырезание ножницами;

• Графические упражнения, штриховки.

Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. В работе с детьми я использую подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребёнок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:

*штриховать только в заданном направлении;

*не выходить за контуры фигуры;

*соблюдать параллельность линий.

Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребёнка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен – этого делать не стоит. Можно работать с ребёнком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребёнок рисует фигуры – кружочки, квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку, упражнения на выработку наклона. Все эти игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребёнка.

Публикации по теме:

Преемственность детского сада и школы Презентация: "Преемственность детского сада и школы" Методическая разработка Цыгвинцевой О. А., воспитателя ГБОУ школы №555 Белогорье Приморского.

Требования к игрушке Данную памятку я предлагаю адресовать родителям. Ведь часто они покупают игрушки своим детям,даже не задумываясь над тем, какую функцию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 января 2015 в 19:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД