Болтанова ЗульфияРимовна
Образовательный проект «Мы вместе» как средство реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования
Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования через реализацию проекта «Мы вместе»
Проект :
долгосрочный, групповой, созидательный, творческий
Участники:
воспитанники подготовительных групп МДОУ «ЦРР – д/с №25», ученики вторых классов МОУ СОШ № 64, педагоги и специалисты детского сада и школы, родители обучающихся, администрация ДОУ и СОШ.
Актуальность:
Публикация «Образовательный проект „Мы вместе“ как средство реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ценностные установки, провозглашенные в федеральных государственных стандартах дошкольного и начального школьного образования : любовь к Отечеству, уважение и принятие ценностей семьи и общества, самостоятельность и ответственность за свои поступки, любознательность – служат базовыми ориентирами при определении целей формирования социальной компетенции обучающихся детского сада и школы. Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает, в том числе государственный заказ на «высоко нравственного патриота своей Родины». В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением.
В совместной деятельности МДОУ «ЦРР – д/с №25» и МОУ СОШ №64 в 2014-2015 учебном году разработан и успешно реализуется проект «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования через реализацию проекта «Мы вместе»». Проект состоит из трех этапов (подготовительный, практический, презентационный) и охватывает всех участников образовательного процесса детского сада и школы. Новизна данного проекта состоит в том, что аспекты преемственности осуществляются через совместную проектную деятельность. Реализация данного проекта на этапах дошкольного и начального общего образования обеспечивает целостную, последовательную, перспективную взаимосвязь двух ступеней образования.
Основная идея проекта «Мы вместе» : опираясь на историческое прошлое нашей страны (общественно-политические детские организации «Октябрята», «Пионеры», используя все самые прогрессивные, успешные, интересные идеи этих организаций и адаптируя их к современным условиям, создана система взаимодействия построенная на основах наставничества, шефства школьников над дошкольниками, командном проектировании, понимании важности деятельности каждого ребенка для общего дела.
Цель:
создание условий для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования через реализацию проекта «Мы вместе»
Задачи:
- активизация деятельности педагогов детского сада и школы в поисках и реализации новых подходов в осуществлении преемственности дошкольного и начального школьного образования;
- формирование у воспитанников детского сада и школы в соответствии с их возрастными целевыми ориентирами социальной компетенции, способности к саморазвитию, мотивации, ценностно-смысловых установок;
- повышение уровня родительской компетенции в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Содержание работы
Подготовительный этап.
Направления деятельности Содержание работы Сроки проведения Участники образовательного процесса
Педагогический совет «Проблема преемственности дошкольного и начального образования в рамках внедрения ФГОС» - Деловая игра «Давайте познакомимся»;
- Совместное выступление старшего воспитателя ДОУ и завуча СОШ «Проблема преемственности дошкольного и начального образования в рамках внедрения ФГОС»;
- Создание модели «Преемственность в работе МДОУ «ЦРР – д/с №25 и МОУ СОШ №64» Август Администрация и педагоги ДОУ и СОШ
Создание и работа творческой группы педагогов - Обзор и анализ научной литературы по теме «Преемственность дошкольного и начального образования в современных условиях»;
- Разработка карты проекта «Мы вместе»
- разработка плана мероприятий предварительной работы с детьми и родителями Август, сентябрь Администрация, педагоги и специалисты ДОУ и СОШ
Игра-путешествие «По дороге в страну знаний» - чтение и беседы по произведениям детских писателей о школе;
- проведение познавательной викторины «Школьные принадлежности»
- беседа-рассуждение «Каким должен быть ученик».
- игра-квест «На вопросы отвечаем – карту ученика собираем».
Сентябрь Дети и педагоги подготовительных групп ДОУ
Классный час «Гражданин России» - беседа-рассуждение «Кого можно назвать гражданином своей страны»
- выступление группы родителей по теме: «Кто такие октябрята, пионеры»
- проблемная ситуация «Как можно помочь малышам»
- игровая ситуация «Создаем команды для шефства над детьми детского сада» Сентябрь Дети и педагоги вторых классов МОУ СОШ №64
Совместные мероприятия для дошкольников и учеников начальных классов «Школьники в гостях у дошколят», «Путешествие дошколят в школу» - посещение учениками детей в группах детского сада, знакомство, совместные игры.
- экскурсия дошкольников школу : знакомство с помещением школы, посещение класса учеников, которые шефствуют над группой.
- игровая ситуация «Создаем совместные команды» ( дети распределяются по командам: 5 дошкольников + 5 школьников + 2 родителя (от класса и группы; придумывают название команды) Сентябрь, октябрь
Взаимодействие с родителями дошкольников и школьников - совместная консультация для родителей детского сада и школы «Формирование социальной компетентности дошкольников и школьников»;
- знакомство с моделью «Преемственность в работе МДОУ «ЦРР – д/с №25 и МОУ СОШ №64» Октябрь Педагоги-психологи, завуч, старший воспитатель,родители ДОУ и СОШ
Практический этап.
Совместные мероприятия Задачи Сроки проведения Участники образовательного процесса
Мастер-класс Декабрь
Спортивный квест Февраль
Конструкторская лаборатория Апрель
Совместный детско-родительский тренинг «Счастливый первоклассник» Для родителей:
- познакомить с особенностями адаптации ребенка к школе, пятью компонентами школьной готовности;
- дать информацию о том, как ребенок усваивает знания, зоне ближайшего развития;
- расширить знания об эмоционально-волевой готовности к школе, формировать родительскую компетенцию по развитию самостоятельности первоклассника;
- дать знания о мотивационной готовности к школе, тренировать навыки позитивного взаимодействия.
Для детей:
- через игровое путешествие познакомить детей с качествами первоклассника; упражнять в умении делать выбор, произвольности поведения, развитии самостоятельности. Май Педагоги-психологи, родители, дети ДОУ и СОШ
Презентационный этап: совместное мероприятие дошкольников и учеников начальной школы «Слет открытых сердец»