МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)

Оксана Крушинина
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)

Крушинина Оксана Сергеевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №24 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления: «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)»

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах

Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

На основе ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России коллектив нашего ДОУ поставил для себя цель – формирование у детей нравственно-патриотических чувств посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов, и детей, и родителей. Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы.

3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Базовой составляющей программно-методической системы нравственно-патриотического воспитания детей в нашем ДОУ является технология О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и долгосрочный проект «Ой, ты Русь!», включающий блоки: «Русь изначальная», «Дом вести – не рукавом трясти», «Веселье и труд рядом идут». Творческой группой Детского сада разработаны темы недель : «Гармония души», «Край родной», «С чего начинается Родина» и др. Темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам. Разработали цикл интегрированных занятий в виде игр-драматизаций, театральных представлений или литературно-музыкальных композиций, т. к. это отражает мир целостно, в единстве доброты и красоты. Дети с удовольствием участвуют в процессе изготовления народных игрушек, народного костюма и других предметов, напевая русскую песню или слушая народные мелодии.

Наши педагоги были готовы пробудить, а не привязать нравственное, духовное самоопределение деток, создавая атмосферу доброжелательности, гуманности, любви своим личным примером, раскрывая самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души.

Мы понимали, что для успешной реализации поставленных задач необходимо создание определенных условий, с учетом возрастных особенностей детей. Мы стараемся не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые повредят их формирующейся душе. Наша задача состояла не в создании музейной обстановки, а возможности введения детей в особый самобытный мир наследия России,путем его действенного познания. Группы детского сада оформлены элементами народно-прикладного искусства: «Русская изба», «По страницам сказок», «Котя-коток» (по фольклору,«А у нас во дворе». Посуда, народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придают интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», различные виды театров по русским народным сказкам и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Для наполнения жизни дошколят яркими, интересными впечатлениями в Детском саду оформляются сменные мини экспозиции и выставки «Русская игрушка», «Народный костюм», «Символы России» и др.

В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы нравственно-патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника:

с детьми – это праздники, экскурсии, наблюдения, беседы-обсуждения, игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»); встречи с интересными людьми ( например: ветераны Вов, специалистами Центра детского творчества); выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми; посиделки-чаепития, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.);

с родителями – родительские собрания на духовно-нравственные темы; анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; совместные с родителями праздники; консультации; обмен опытом по духовному воспитанию в семье; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование;

с педагогами – консультации, педсоветы, семинары-практикумы; повышение квалификации; творческая лаборатория (работа творческой группы по годовому плану); мастер-классы; подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; подготовка и проведение народных праздников, утренников, вечеров развлечений.

Коллективом Детского сада были отобраны педагогические технологии, которые представляют собой модель совместной педагогической деятельности с обеспечением комфортных условий для детей : личностно-ориентированные, интегративное обучение, игровые, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, в которых ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления о ценностях отечественной культуры и традициях.

Реализуя цель - формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей воспитатели нашего детского сада осуществляют следующие проекты: «Русь сильна богатырями!», «Здесь русский дух», «Сказка ложь, да в ней намек…»,«Традиции семейного воспитания» и т. п. В процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей - духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

Оптимальным для нравственного воспитания в Детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «Ярмарка», «День Матери»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Народные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. Праздники в нашем Детском саду проводятся в форме увлекательного просмотра детьми театра, кукольного спектакля, игр, бесед, в котором и они принимают непосредственное участие и пр. Заканчиваются мероприятия, как правило, угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо.

Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Для нас стало нормой посещение с детьми музеев, Храмов в которых дети встречаются с истинными произведениями народно - прикладного искусства, промысловой деятельности и живописи.

Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Наш коллектив понимает, что без взаимодействия с семьёй, работа по нравственно-патриотическому воспитанию была бы не полноценной и незаконченной. Нами были разработаны совместные мероприятия с родителями: посиделки к русским народным праздникам, родительские гостиные «Русская игрушка», «Семейные традиции», «Тут русский дух, тут Русью пахнет» и т. д. ; конкурсы «Обереги для дома», «Кукла бабушки», «Бабушкины рецепты»; в течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город»; ежегодные спортивные мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья» в ДОУ и в области; организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Самая лучшая мама» и др. ; в мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

В нашем Детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии, мы закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать! Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 15:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Крушинина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД