Римма Наширванова
Экологическое воспитание детей. Открытое занятие со старшими дошкольниками «Наши друзья — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Углублять экологические знания детей на основе представлений детей о деревьях и хозяйственном значении древесины;
- Систематизировать знания об особенностях строения дерева;
-Совершенствовать умение решать познавательные задачи;
- Устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды;
- Показать значение деревьев в жизни человека : строительство, изготовление бытовых предметов, украшений;
Публикация «Экологическое воспитание детей, Открытое занятие со старшими дошкольниками „Наши друзья — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования.
Развивающие задачи:
- Активизировать в разгадывании загадок;
- Развивать у детей память, внимание;
- Способствовать развитию фантазии и творчества в рисовании нетрадиционной техникой;
- Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой;
-Развивать воображение, логическое и пространственное мышление;
-Развивать чувство композиции, колорита.
Воспитательные задачи :
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
- Продолжить воспитывать интерес к творчеству.
Словарная работа: древесина, лыко, матрёшка, деревянная ложка.
Методы и приё мы: введение образного сказочного героя, как сюрпризный момент; путешествие, как форма организации детей, игровая мотивация, создание ситуации успеха; нетрадиционная техника рисования.
Оборудование: ноутбук, DVD диск с записью шума леса и голосами птиц; корзина, спички, карандаш, доска разделочная, ложка деревянная, матрёшка-игрушка, письмо от Старичка - Лесовичка; альбомные листы, гуашь, емкость с водой, губки.
Размещение оборудования и посадка детей : дети располагаются на стульях. Для выполнения заданий использовать все пространство группового помещения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к нашим лесным друзьям - деревьям. А путешествие у нас будет необычным, т. к. мы с вами отправимся в волшебный лес. Ну, что готовы к путешествию? Закрыли глаза (звучит фонограмма шума леса, пения птиц)
2. Актуализация знаний, умений и навыков
Воспитатель : Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.
Весной - веселит,
Летом - холодит,
Осенью - питает,
Зимой - согревает.
Дети: Дерево.
(воспитатель показывает корзину)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, это лесной сюрприз. Что это?
Ответы детей : Корзина.
Воспитатель : Верно, а вы знаете, из чего сплетена эта корзина?
Дети: Сплетена из веток или лыка, то есть древесных материалов. Воспитатель : Ой, посмотрите, а в корзине письмо и какие-то предметы.
(Воспитатель достаёт письмо от старичка - Лесовичка)
Воспитатель : Ребята это письмо от лесовика. А вы знаете кто такой Лесовик?
Ответы детей : Это сказочный персонаж, старичок - Лесовичок охраняет лес.
Воспитатель : Верно, ребята, лесовик – это сказочный персонаж, который охраняет лес.
Вот послушайте, что он пишет:(читает письмо)
"Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу, во время которого вас ожидают сюрпризы. Вы сможете узнать что-то новое и интересное. Отгадайте загадки, а в корзине найдите отгадки.
Желаю вам удачи!
Ваш друг - старичок - Лесовичок. "
Загадка 1 : Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр.
Дети: Спички! (выбирают коробок со спичками)
Воспитатель :
В руки спички не бери,
Сам огонь не разводи
Может пожар случиться-
Для детей опасны спички.
Воспитатель : Ребята, из чего сделаны спички?
Дети: из древесины.
Воспитатель :
Вот, ребята, для вас вторая загадка:
Умный Ивашка,
Деренянная рубашка,
Где носом ведёт
Там заметку кладёт.
Дети: Это карандаш.
(если дети затрудняются, воспитатель берёт и показывает карандаш)
Воспитатель : Вот он, Маленький Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где пройдёт – коснётся
Там след остаётся.
Воспитатель : Молодцы, ребята
Но вот снова загадка, отгадайте-ка ребятки:
Рядом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всегда одна игрушка.
Дети: Матрёшка!
Воспитатель : Правильно.
А вот ещё загадка:
Трудная, работа.
Сама не ем, а людей кормлю.
Дети: Ложка.
Воспитатель : (показывает разделочную доску и спрашивает)
Ребята что это? И для чего она нужна?
Дети: Доска разделочная. На ней можно резать всё что угодно
Воспитатель : следующая загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: Книга.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что бумага тоже сделана из дерева путём сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Чтобы мы делали, если бы не было бумаги?
Дети: Мы бы были безграмотными, не могли бы читать, писать.
Игра: "Покажи ствол, ветви, корни, листья"(физминутка)
Воспитатель называет части дерева, а дети выполняют движения.
"Ствол" -опускают руки вниз,
"Листья" -шевелят пальцами.
"корни" - топают ногами.
"Ветви" -поднимают руки вверх.
Воспитатель : Ребята, а что ещё делают из дерева?
Ответы детей : Из деревьев заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон, вырезают ложки, ковши, игрушки.
лыжи, сани, музыкальные инструменты …
Воспитатель : А как надо относиться к деревьям? Как беречь, охранять?
Ответы детей : деревья надо беречь, охранять. Не ломать.
Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, мы окажемся в детском саду. А все, что вы увидели в волшебном лесу, запомните и расскажите своим младшим братьям и сестрам и будем вместе беречь лес.
3. Практическая часть
Воспитатель : Ребята, а давайте Лесовичку нарисуем в подарок картину.
(дети с помощью воспитателя под спокойную музыку рисуют восковой свечой силуэт дерева). У каждого ребёнка альбомный лист, гуашь, кисть, губка.
4. Итог
Воспитатель : Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Дети, а понравилось ли вам? Что особенно понравилось? О чём вы расскажите дома своим мамам, папам (ответы детей)
Теперь вы знаете, что деревья нужно беречь, потому что они наши друзья.
Список использованной литературы:
1. Журнал "Воспитатель ДОУ" №5\2010. стр. 36
2. Казакова Р. Г. ,СайгановаТ. И. ,Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. К. Казаковой - М. :ТЦ. Сфера, 2005.
3. Киреева Л. Г. ,Бережнова С. Р. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий - Волгоград : Учитель, 2011.
4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей детского сада - М, : Просвещение - 1985.
5. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия - Волгоград. Учитель. 2008.
6. Раковская Э. М. География: природа России: Учебник для 8 кл. общеоб. учр. -4-е изд. - М. : Просвещение, 2000.
7. Скоролупова О. А. "Зима" Часть 2 - М. "Издательство Скрипторий 2003" 2005.
8. Шорыгина Т. А. Деревья, какие они? Книга для воспитателей и родителей - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.