Людмила Веренич
Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Какие бывают насекомые»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).
Публикация «Конспект занятия „Насекомые, Подготовка насекомых к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, развивать умение устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Методы и приемы:
практические – игра, физ. минутка
наглядные – презентация, рассматривание насекомых
словесные - беседа
Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «Кузнечик в траве», грамзаписи «Танец бабочек» М. Красева; отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи.
Презентация «Бабочка Монарх»
Ход
1-й слайд - титульный
2-й слайд
Дети стоят полукругом.
- Ребята, посмотрите и скажите, кто изображены на картинке.
- Как назвать их одним словом?
- Сегодня мы с вами поговорим о насекомых.
Загадки
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Город себе строит. (Муравьи)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?. (Мухи)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
На пчелу она похожа
И ужалить может тоже. (Оса)
Дом из камня с завитками.
В этом доме – зверь с рогами. (Улитка)
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать… (Сверчок)
По мере отгадывания загадок с экрана исчезают картинки насекомых.
В середине стола - игрушки насекомые.
А сейчас я вам предлагаю выполнить несколько заданий: необходимо объединить насекомых по признакам :
внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы);
место обитания (наземные, водные);
способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).
- Как одним словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые.)
- А фантастическую страну? (Насекомия.)
3-й слайд
- Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.
Внимательно рассмотрите насекомых, которые находится экране : цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их).
- Где можно найти его, чем оно питается?
4-й слайд
Игра «Кто где живет»
Предложить детям выбрать насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.
- Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?
5-й слайд
-Как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться?
- Где он меньше будет заметен в траве или на коре дерева? Почему?
- Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
-Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке - получается скрип, стрекот.
6-й слайд
-Какого насекомого вы видите?
- Почему божьих коровок так называют?
- Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая.
Из- за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.
-Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю.)
- А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.
Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах и огородах.
7-й слайд
- Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушайте и скажите, что не так.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были - вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
- Почему этот рассказ называется небылица?
- Найдите ошибки в рассказе: бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют); бабочки не питаются мухами (а чем).
8-й слайд
- Почему бабочек называют «Крылатая радуга»?
9-й слайд
Физкультминутка
«Стрекоза»
Летит стрекоза, - дети бегут по кругу, расставив руки.
Как горошины глаза. - руками показывают большие глаза.
Вверх, вниз, – сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.
Взад, вперед, - меняют направление бега.
Как прозрачный самолет. – свободно бегают.
10-й слайд
- Сегодня ямы познакомимся с бабочкой Монарх.
Бабочки – монархи - это красивые бабочки.
11-й слайд
Бабочки – монархи летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов.
12-й слайд
Цвет бабочки видоизменяется на солнце. Сверху ее крылышки окрашены в шоколадный цвет.
13-й слайд
Гусеницы бабочки – монархи очень любят кушать растения, которые выделяют млечный сок. Поэтому эти бабочки откладывают яйца на листьях таких растений.
14-й слайд
Когда гусеница бабочки-монарха, прикрепившись к листику, висит в форме крючка, это означает, что она скоро окуклится. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка.
15-й слайд
Вот такая куколка получается из гусеницы бабочки-монарха. Куколка висит на листике, приклеившись к нему. Она красивого зелёного цвета, с золотистыми точками. Куколку можно потрогать – она твёрдая.
16-й слайд
Гусеница, которая сидит в куколке, начинает превращаться в бабочку. Вместе с её превращением меняется цвет и ее домика – куколки. Сначала он темнеет, становится почти чёрным.
17-й слайд
Стенки куколки становятся всё тоньше и тоньше. Через образовавшуюся дырочку бабочка начинает вылезать из куколки. Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки – она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли. И их надо расправить и высушить
18-й слайд
Когда крылья высохли – бабочка начинает летать. Через сутки, бабочка начинает чувствовать голод. Она садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок и она может пить нектар!
19-й слайд
Днём бабочки-монархи летают, а ночью спят высоко на деревьях.
20-й слайд
Больше всего бабочки-монархи любят пить нектар из фиолетовых и жёлтых цветов, если их нет – то они пьют нектар из белых и синих цветов. Если и таких цветов не находят, то пьют нектар из красных цветов.
21-й слайд
Бабочки собираются в большие стаи и летят вместе. Бабочкам нужно два месяца, чтобы преодолеть это расстояние. Бабочки-монархи, живут около восьми месяцев!
22-й слайд
Игра «Хорошо - плохо»
- Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало?
- Много разных насекомых – это хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для других животных) или плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д. ?
- Конечно, ребята, насекомые бывают разные, но относиться к ним надо бережно, потому что в природе не бывает ничего лишнего.
23-й слайд
- Молодцы! Мне понравилось с вами работать. А вам?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что вы узнали интересного, нового?