Лучший педагог года

Консультация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Евгения Белоконь
Консультация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Почему я выбрала эту тему? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Публикация «Консультация „Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Мнемотехника-это система методов и приемов,обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Технология мнемотехники, применяемая мною очень эффективна в решении поставленных задач. Мнемотехника это, своего рода, «палочка-выручалочка» в запоминании детьми разного рода информации. Методы и приёмы данной технологии обеспечивают успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом при обучении пересказу, заучиванию наизусть и отгадыванию загадок, это схема, в которой заложена определённая информация, на каждое слово придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок учится самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли.

Использование в работе по заучиванию стихотворных произведений мнемосхем помогает детям вспомнить сюжет и не перепутать в нем порядок событий, поддерживает память ребёнка и существенно увеличивает эффективность процесса запоминания.

Анализируя результаты своих педагогических наблюдений, я сделала вывод о том, что многие дети затрудняются рассказывать стихотворение, пересказывать сказку, к занятиям развития речи не проявляют интереса.

Поэтому, считаю, что проблема развития речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же развития их коммуникативных навыков, творческой активности и самостоятельности актуальна для детей моей группы. Выявление этих проблем способствовало созданию комплекса занятий по мнемотехники.

Мною были определены цель и задачи педагогической практики.

Цель: Развитие профессиональных компетентностей в области обеспечения речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

- изучить теоретические основания и освоить приёмы мнемотехники;

-развивать собственные навыки и умения применения средств мнемотехники при организации образовательного процесса по речевому развитию детей;

- развивать аналитическую и рефлексивную компетентность.

Темы занятий по мнемотехники при разработке перспективного плана определила в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей.

Продумала методику работы с детьми с использованием метода мнемотехники, которые могли бы заинтересовать каждого ребёнка и вызвать у него желание заниматься совместной со взрослым и сверстниками творческой деятельностью (изготовление мнемодорожек, мнемотаблиц, мнемокнижек).

Результатом реализации плана могу отметить, что у детей повысился интерес к развитию речи.

Ожидаемый результат:

-Повышение интереса к заучиванию стихов, пересказа сказок, рассказа.

-Повышение уровня внимания и произвольной памяти воспитанника.

-Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении, сказке, рассказе.

Свои мнемокниги мы с детьми обязательно размещаем в нашем книжном уголке, где дети с удовольствием рассматривают свои работы, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.

Очень любят дети показывать свои работы мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Особую радость вызывает у моих воспитанников экскурсия детей других возрастных групп в наш книжный уголок! Они подробно и с удовольствием рассказывают своим гостям о сюжете, о том, какими методом мнемотехники изготавливали книжки, какими материалами пользовались, что обозначают символы максимально приближенные к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Анализируя свою работу над темой самообразования, могу сделать вывод эта деятельность очень интересна детям, но не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Список литературы:

1. Дидактическое пособие Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

2. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

3. Методическое пособие Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990 г. Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»

5. Журнал «Логопед», 2008, №4, Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

6. Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И. А. Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников»

7. Журнал «Ребенок в детском саду», 2004, №2, Т. Т. Широких «Учим стихи – развиваем память».

Публикации по теме:

Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» Начиная с самого раннего возраста, развитию  мелкой моторики рук необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые .

Консультация-лекция для педагогов «Современные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» Консультация-лекция для педагогов: «Современные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста». Согласно Федеральному государственному.

Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ручеек" с. Рыткучи" Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая.

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Мнемотехника как прием обучения связной речи детей младшего дошкольного возраста Моделирование – наглядно–практический метод обучения. Цель моделирования - развитие мышления ребенка с помощью специальных схем, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 18:35
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД