Папки-передвижки

Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей (6 фото)

Светлана Куприй
Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей

«Мини-музей КНИГИ»

Из опыта работы воспитателя

старшей группы «НЕПОСЕДЫ» Куприй С. И.

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга…

«Дом без книги, что день без солнца».

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Публикация «Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей» размещена в разделах

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Музейная педагогика достаточно известное, хотя и сравнительно новое направление в воспитании дошкольников. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детских садов и городских музеев. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.).

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейная педагогика рассматривается, как инновационная педагогическая технология.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

сотрудничество детского сада с музеями.

создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.

В нашем детском саду успешно используется метод проектов. Одним из них стал «Мини-музеи в детском саду». Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинную галерею очень сложно. Да и выставки вовсе не рассчитаны на дошкольников.

Приступая к работе по его реализации, я провела опрос родителей и детей по следующим вопросам:

Что такое музей?

Посещаете ли вы музеи? Как часто?

С кем вы посещаете музей?

Что находится в музее?

Коллекционируете ли вы что-либо?

Для чего вы собираете коллекцию?

Выяснилось, что дети практически не посещают музеи, мало детей и родителей что-то коллекционируют. Причиной этого, с одной стороны, является постоянная занятость родителей, отсутствие интереса к данному вопросу: «Лишняя трата времени и денег»; родители не придают большого значения роли музеев в воспитании ребёнка. С другой стороны, в нашем городе мало музеев, а передвижные выставки и вовсе не адаптированы к возрастным особенностям детей. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать свои мини-музеи в каждой группе.

Передо мной, как педагогом, стал вопрос: «Какой музей станет частичкой нашей жизни в группе?». Может музей часов – ведь мы должны жить в ногу со временем. Или музей природы – ведь человек ее часть и весьма влиятельная. А музей космоса? Ведь это так увлекательно! А где брать интересный, познавательный материал для детей? Ну, конечно, в книгах! Книги! Умные, познавательные, увлекающие. А почему бы им не стать главными героями нашего музея! Решено! В нашей группе будет жить музей КНИГИ.

Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей

Актуальность создаваемого музея:

Современные дети при наличии компьютера зачастую не интересуются книгой. Родителям порой не хватает времени на чтение книг своим детям. А ведь книга учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Она развивает наше мышление. Книги расширяют горизонты нашего мира.

В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение книг – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Задачи «Мини-музея Книги»:

Познакомить детей с историей возникновения и развития грамоты, книги.

Показать роль книги в жизни человека.

Дать элементарные представления о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Воспитание интереса к чтению.

Воспитание потребности посещать настоящие музеи.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Заинтересовать родителей в создании мини-музея и пополнении его экспонатов.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Коммуникативная – словарная работа, развитие связной речи, активизация пассивного словаря, интонационная выразительность речи.

Познавательно-исследовательская – знакомство с разными профессиями, с технологией производства бумаги, книги, знакомство с временным циклом.

Музыкально-художественная – знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

Продуктивная – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Игровая – сюжетные, театрализованные игры.

Фото №1 Мини музей КНИГИ Из опыта работы воспитателя старшей группы НЕПОСЕДЫ Куприй С

На подготовительном этапе я провела консультации для родителей «Коллекционирование», «Речь на ладошке», «Безопасная книга для ребенка». Также мною была организована групповая выставка «Семейное чтение» (книги для детей и родителей). Для родителей рекомендации: «Почитай мне, мама!», «Книжка, прочитанная на ночь», «Как привить интерес к книге». Родителям было предложено принести экспонаты для мини-музея, найти материал об этих экспонатах вместе с ребёнком, чтобы ребёнок мог о них рассказать. У нас собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки – малютки, книги-театры, книги – раскладушки. Различаются книг по размеру, назначению, по жанрам.

Фото №2 Отраженье исчезнувших лет Облегченье житейского ига Вечных истин немеркнущий свет Это книга Дом без книги что день без солнца

Следующим этапом совместной деятельности была подборка материалов познавательного характера, художественной литературы: загадки, стихи, пословицы, поговорки, «Бумага древности: глиняные таблички и восковые таблички, папирус, пергамент, береста», «Как «писали», когда не было букв», «Первая книга».

Фото №3 Слово музей происходит от греческого слова и латинского храм муз место посвященное наукам и искусствам Фото №4 Публикация Мини музей книги как способ общения воспитателя детей и родителей размещена в разделах Книга

Далее я планирую разработать примерный план экскурсий в мини-музее, в соответствии с годовым комплексно-тематическим планированием с учётом регионального компонента. При этом я считаю, что мини-музеи не приспособлены к проведению полноценных занятий: длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут сведут на нет самый увлекательный рассказ педагога. Целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки.

Главной экспозицией мини-музее является, конечно же, выставка детских книг. Наш мини-музей «Книги», как и все мини-музеи в ДОУ, интерактивен. Некоторые книги-экспонаты можно даже на время взять домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, общение становится более эффективным.

Кроме того, мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и, в какой-то степени, выполняет роль помещения для психологической разгрузки детей, открывая новые возможности для работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

В работе с детьми я применяю как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционная форма – беседа, рассказ сопровождаются использованием мультимедийных средств (презентации).

По мере создания мини – музея я рассказываю детям об экспонатах, организую условия для их самостоятельной деятельности.

Мини-музей легко вписался в интерьер группы и стал частью развивающих центров, он несет продуктивную, интеллектуальную нагрузку. Его экспонаты я использую для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любая книгат нашего мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Фото №5 Все материалы по теме книг Мини музеи в детском саду Музейная педагогика в детском саду Чтение книги

В дальнейшей совместной работе с детьми и родителями я планирую создать цикл экскурсий: «Любимые книги моих родителей», «Моя первая книга», «Нам подарили книгу», «Семейное чтение».

Мне важно, чтобы наш мини-музей стал центром проявления практических возможностей детей. Поэтому в данный момент мы работаем над мини-проектом «Книга своими руками». Родители дома помогают детям оформить их: записывают совместно придуманную историю, рисуют иллюстрации.

На данный момент в мини-музее организован уголок самостоятельной деятельности детей. Он способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности.

Уголок самостоятельности предполагает активное участие детей: в мини-музее можно не только узнать о том, как делается книга, кто ее автор, художник-иллюстратор, разыграть сказку по ролям с героями книг-театров, сделать книжку – самоделку, книжку – раскладушку, нарисовать иллюстрации.

В уголке работает «книжкина больничка», в которой собран материал: листы бумаги, ножницы, клеевой карандаш, фломастеры, вырезанные картинки, тесемочки и т. п., карточки-модели, о том, как «полечить» книгу.

Я стараюсь построить работу в мини-музее так, чтобы он помог заинтересовать не только детей, но и родителей. И если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Я очень хочу, чтобы наш мини-музей стал средством общения воспитателя, детей и их семей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей книги в младшей группеМини-музей книги в младшей группе Паспортные данные мини – музея Цели и задачи: - знакомство с видовым разнообразием книжной продукции; - изучение творчества детских писателей;.

Моя «Книга игр» (игры на развитие мелкой моторики и сенсорики)Моя «Книга игр» (игры на развитие мелкой моторики и сенсорики) Изготовление развивающих игр стало для меня любимым занятием. Изучив опыт других педагогов, и на основе своего опыта мне пришла идея - создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей
Опубликовано: 14 мая 2014 в 13:24
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД