Папки-передвижки

Методы взаимодействия с агрессивными детьми

Зелик Алена Анатольевна
Методы взаимодействия с агрессивными детьми

Консультация для педагогов

Выступление на тему:

«Методы взаимодействия с агрессивными детьми».

Воспитатель: Зелик Алена Анатольевна

ОСП «Детский сад №7 «Солнышко»

МБДОУ «Центр развития ребенка –

Детский сад №8 «Звездочка»

Г. Няндома

Публикация «Методы взаимодействия с агрессивными детьми» размещена в разделах

Цель: познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей, помочь участникам в поиске путей преодоления агрессивного поведения, познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми.

Задачи:

- познакомить работников с понятиями «агрессия» и «агрессивность», особенностями агрессивных детей, причинами повышенной агрессивности детей;

- обеспечить осознание специалистов необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка и оказания ему своевременной помощи;

.

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на консультации, надеюсь, она вам будет интересной и полезной в вашей профессиональной деятельности.

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о проблеме, существующей проблеме детской агрессивности.

Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, который всех задирает, обзывает или бьет, не может себя контролировать.

Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Прежде всего, давайте определим, что такое агрессия и агрессивность. Чем эти два понятия отличаются.

Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т. д.)

Агрессивность - это свойство личности, выражается в готовности к совершению агрессивных действий.

Давайте рассмотрим формы и виды агрессии!

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов. У детей чаще всего агрессия выражается в физическом или вербальном виде, а у взрослых можно заметить и другие виды агрессии.

В дошкольном возрасте агрессивность ребёнка находится в стадии своего становления, поэтому еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Прежде чем корректировать агрессивность, необходимо разобраться в ее причинах, т. к. на становление агрессивного поведения у ребенка влияют многие факторы, например, некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут быть причиной агрессивного поведения.

Но чаще причиной агрессивного поведения выступают социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше исследований, подтверждающих тот факт, что сцены агрессии, жестокости и насилия, демонстрируемые на экране телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Почему ребёнок становится агрессивным. Когда не удовлетворяются основные человеческие потребности: в любви, внимании, уважении, безопасности. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость или безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Узнать агрессивного ребёнка в группе несложно. Каждый из нас по определённым характерным особенностям сможет вычислить его».

Упражнение «Портрет агрессивного ребенка» 10 мин. (Приложение 1)

Цель: выявить умение выделять характерные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Группа делится на 1-3 подгруппы. Каждой подгруппе выдаются карточки с характеристиками агрессивного ребенка, участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Работа с агрессивными детьми.

«Дети зачастую проявляют агрессию, потому что не знают других способов выражения своих негативных чувств. Задача взрослых – научить ребёнка выходить из конфликтных ситуаций или освобождаться от гнева приемлемыми способами, не причиняя вреда и беспокойства окружающим.

Как же помочь агрессивному ребенку?

Коррекционная работа с агрессивными детьми проводиться в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

• рисование обидчика, смять рисунок и выкинуть.

Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

• рвать бумагу на клочки

• комкать бумагу и бросать её в цель.

• нарисовать на воздушном шаре лицо обидчика и лопнуть его.

• нарисовать мелом на доске обидчика и пошвырять в него бумажными комочками (тряпичными мячиками).

Игры с песком. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер сюрпризов». Закапывая, раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Еще одним способом выразить вербальную агрессию можно с помощью игры «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Игра «Обзывалки».

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты.». Например: «А ты морковка!»В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты моя радость»

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

2. Обучение самоконтролю.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

ВВОД ПРАВИЛ

Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП». Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой зеленого.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую уроните расслабленные руки вниз.

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «»Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправовлево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Развивать эмпатию и формироватьдругие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Воспитателю самому не мешает избавиться от привычки обвинять ребёнка во всём. Например, вместо: «Ты почему раскидываешь вещи?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны».

Побольше читайте и обсуждайте вместе с детьми.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог тихим таинственным голосом говорит:“Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

4. Развитие навыков общения.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно обсудить с ребёнком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по- другому.

Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

“Попроси игрушку” — невербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:

“Когда было легче просить игрушку (или другой предмет?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра.

Например, можно разыграть ситуацию: в гости пришли два игрушечных Медвежонка.

На глазах у всех они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, всем предложили сесть за стол кушать. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились ещё больше. Взрослый просит ребёнка, который наблюдал эту сцену, помирить медвежат. Каждый в игре предлагает свое решение. Затем несколько, из предложенных

Вариантов, разыгрывается. По окончании игры обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми :

1. Учить выражать свое недовольство в приемлемой форме

2. Придерживаться постоянства в выбранной стратегии поведения по отношению к данному ребенку

3. Сдерживать агрессивные проявления непосредственно перед порывом гнева (отвлечь игрой, остановить окриком)

4. Останавливать агрессивные проявления только спокойно с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов

5. Обсуждать поведение только после успокоения

6. Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо

7. Учить нести ответственность за свои поступки

8. Назначать чаще дежурным

9. Нельзя использовать угрозы и шантаж, так как в определенный момент это престанет действовать

10. Дайте ему понять, что существуют другие способы выражения эмоций

11. Для преодоления агрессии можно использовать коллективные игры, которые учат терпимости и взаимовыручке

12. Сохраняйте спокойный эмоциональный фон

13. Никогда не оскорбляйте ребенка

14. Хвалите позитивные поступки для сохранения нового стиля поведения ребенка

15. Не позволять манипулировать собой, сохраняйте твердость

16. Показывайте личный пример позитивного поведения

17. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо»

18. Помните, что запрет и повышение голоса- самые не эффективные способы преодоления агрессии. Только поняв причины можно помочь ребенку.

Анкета «Признаки агрессивности»

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-19 баллов.

Средняя – 7-14 баллов

Низкая 1-6 баллов.

Уважаемые коллеги, у кого есть вопросы по данной проблеме, просим Вас высказаться. Давайте обсудим.

Всем спасибо за приятное общение.

До свидания.

Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка:

1. Слишком говорлив

2. Продуктивно работает с пооперационными картами.

3. Ощущает себя отверженным

4. Отказывается от коллективной игры.

5. Любит ритуалы

6. Чрезмерно подвижен

7. Имеет низкую самооценку

8. Имеет высокие требования к себе

9. Часто ругается с взрослыми

10. Не понимает чувств и переживаний других людей

11. Создает конфликтные ситуации

12. Отстает в развитии речи

13. Чрезмерно подозрителен

14. Вертится на месте

15. Совершает стереотипные механические движения

16. Постоянно контролирует свое поведение

17. Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

18. Сваливает вину на других

19. Беспокоен в движениях

20. Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

21. Часто спорит со взрослыми

22. Суетлив

23. Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

24. Любит заниматься головоломками, мозаиками

25. Часто теряет контроль над собой

26. Импульсивен

27. Плохо ориентируется в пространстве

28. Часто дерется

29. Имеет отсутствующий взгляд

30. Часто предчувствует «плохое»

31. Самокритичен

32. Имеет мускульное напряжение

33. Имеет плохую координацию движений

34. Опасается вступать в новую деятельность

35. Часто специально раздражает взрослых

36. Робко здоровается

37. Годами играет в одну и ту же игру

38. Мало и беспокойно спит

39. Толкает, ломает, рушит все кругом

40. Чувствует себя беспомощным

41. Отказывается выполнять просьбы

Анкета «Признаки агрессивности»

1. № Исследуемый ребенок Да Нет

1 Злой дух временами вселяется в него

2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3 Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5 Бывает что он с удовольствием ломает игрушки

6 Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение.

7 Он не прочь подразнить животных

8 Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9 Иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10 В ответ на обычное распоряжение стремиться сделать все наоборот

11 Часто на по возрасту ворчлив

12 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиск виноватых

15 Легко ссорится, вступает в драку

16 Старается общаться с младшими и физически более слабыми

17 У него нередки периоды мрачной раздражительности

18 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19 Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Прикреплённые файлы:

zelik-a_5gkq9.pptx | 2934,35 Кб
 
Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе дома»Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе дома» Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе. Задачи: Научить родителей играм, развивающим.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы взаимодействия с агрессивными детьми
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 16:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД