Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»
▼ Скачать +Заказ
Методы активизации родителей
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Публикация «„Методы активизации родителей“» размещена в разделах
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность БДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
С какими проблемами столкнулись мы педагоги, решая данные задачи:
• Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.»;
• Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;
• Занятость родителей, отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;
• Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители», «мы пришли отдохнуть»
Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями :
• не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют», а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут»; и т. д. ;
• не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 %, при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители, или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание, то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию. Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному», ни повестки, ни решения.
• Не желание прислушиваться к потребностям родителей, а точнее не изучать их запрос.
• Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.
Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога, так как педагог должен владеть:
трудовыми действиями: «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»
необходимыми умениями: «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»
необходимыми знаниями: «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».
Что уже имеется и используется в нашем учреждении:
Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» - совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы. Вести портфолио клуба: где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании. Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители, где будут подведены итоги.
День открытых дверей. Очень малое количество родителей, которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей, что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями, принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.).
Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей. (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.
Родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме: Круглого стола «Детские капризы и упрямство», Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком», Тренинг «В школу собирайтесь», Квест «Родительские директивы» названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные, и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы» были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали», родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители, но и педагог.
Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию, отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).
Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей :
1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.
- «Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)
- «Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.
- «Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»
- «Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.
- «Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.
- «Передай улыбку по кругу»
- «Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.
- «Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.
- «Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.
- «Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.
2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.
3. Продумать, как будет проходить деление на группы
- с помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)
- с помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма).
- с помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.
- с помощью игр «Займи место», «Зайкин домик», «Подводная лодка» и т. д.
- с помощью считалки
- с помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»
4. Продумать как активизировать в ходе деятельности :
- переход хода (по кругу,
- отвечаем вместе, парой,
- на каждое задание новый капитан (передается фуражка)
- инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации
- игра «Ромашка», каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.
- «Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.
- круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»
- квест - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.
-любые игровые технологии.
5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.
Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Необходимо активно сотрудничать с родителями, используя разные формы работы:
• нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.
• мастер-классы,
• дни открытых дверей,
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
• организация совместной трудовой деятельности,
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
• консультации,
• анкетирование,
• индивидуальные беседы и др.
Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи : анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.