Получи документы

«Математика и экономика для старших дошкольников»

Яна Федоровых
«Математика и экономика для старших дошкольников»

«Математика и экономика для старших дошкольников»

Необходимость приобщения дошкольников к экономике связано с тем, что им предстоит жить в ХХI веке с его сложными социальными и экономическими взаимоотношениями. Знакомство детей с основами экономики поможет сформировать у них деловые качества, разовьет навыки ориентации в реальной жизни, в происходящих событиях.

Публикация «„Математика и экономика для старших дошкольников“» размещена в разделах

Приобщение старших дошкольников к миру экономики происходит в процессе реализации задач разных образовательных областей:

-образовательная область «Социализация» предусматривает формирование у детей представлений о семейном бюджете и финансовом положении семьи, формирование начальных представлений об экономике своего города и страны, знакомство с валютой как денежной единицей разных стран;

-в содержание образовательной области «Труд» включено приобщение детей к труду взрослых, формирование представлений о труде как важнейшей социально значимой деятельности человека, о рациональном и расчетливом отношении к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет. Профессор Анна Демьяновна Шатова полагает, что смысл работы по экономическому воспитанию со стоит именно в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, облагораживающему жизнь. Важно показать и связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают. Их получают за труд;

-в образовательную область «Чтение художественной литературы» мы включаем чтение народных сказок и авторских произведений или отрывков из них с экономическим содержанием, знакомство с пословицами и поговорками о деньках, доходах, бережливости, трудолюбии, отгадывание загадок;

-при реализации задач образовательной области «Художественное творчество» дети изготавливают игровые деньги, лотерейные билеты, товарные знаки, варианты упаковок для товаров, рисуют для самодельных книжек и альбомов, лепят «товары» на продажу, создают рекламные проспекты;

-задачи образовательной области «Коммуникация» решаются в процессе всего воспитательно-образовательного процесса. В контексте нашей проблемы важно свободное общение с детьми на экономические темы, обогащение словаря специальными терминами, такими как «монета», «купюра», «валюта», «банк», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «премия», и другими, а так же развитие грамматического строя речи, диалогической и монологической речи;

-при реализации раздела «Ребенок открывает мир природы» образовательной области «Познание» мы говорим с детьми о рациональном и экономном использовании природных богатств.

Важное место в экономическом воспитании занимает и математическое развитие детей, которое, прежде всего, направлено на освоение ими представлений математического содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает детей средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Математические знания являются основой развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время, как указывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета Августа Алексеевна Смоленцева, ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

В разделе «Развитие математических представлений» образовательной области «Познание» программы «Детство» прописано, что в старшей группе дети сравнивают монеты по размеру и достоинству набирают и разменивают монеты, подготовительной группе – осуществляют обмен и набор денег, исходя из практической задачи: купить что либо, уровнять, разделить поровну.

Основными приемами в работе с детьми являются решение арифметических задач на сложение и вычитание, логических задач, задач-шуток, экономических кроссвордов, разрешение проблемных ситуаций. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Основная форма экономического воспитания детей – игра. Дети играют в сюжетно-ролевые игры. Где моделируются реальные жизненные ситуации купли-продажи: «Магазин», «Супермаркет», «Рынок», «Банк», «Пункт обмена валюты», «Бюро добрых услуг». В дидактических играх «Обмен денег», «Покупки», «Семейный Бюджет», «Лотерея», «Аукцион», «Валюта», «Домино», «Какое слово лишнее?», «Сравни» уточняются и закрепляются представления о монетах и купюрах, приобретаются умения счета денег, набора размена монет.

В процессе работы с детьми по теме «Бюджет семьи», когда мы говорили о зарплате, пенсии, стипендии, премии, доходе и расходе семьи, у детей формировались умения считать, сравнивать числа, складывать и вычитать, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью, частями целого. Решить задачу, например: зарплата папы - 10 монет, мамы - 6, пенсия бабушки и дедушки - по 2 монеты. Сколько монет составит доход семьи? А если мама или папа получат премию, доход семьи увеличится или уменьшится?

Беседуя с детьми о расходах семьи, уточнять, что расходы бывают обязательными и основными и несновными и необязательными. Квартплата, лекарства, поход в цирк, мороженое. Говоря с детьми о расходах, подводим их к пониманию того, что расходы - это траты на удовлетворения потребностей, нужд человека, и они должны быть разумными, Деньги надо беречь, экономить, не расходовать по пустякам.

При изучении темы " Деньги и цена" дети производят операции с монетами разного достоинства размен и замену денег, а так же считали и сравнивали числа и количество. Надо рассказать о том, что деньги бывают бумажные (купюры) и металлические (монеты, рассуждать с детьми о достоинствах и недостатках тех и других денежных знаков, о бережном обращении с ними. Сравнить сколько можно купить "Чупа-Чупсов" на 2 рубля, 10 рублей и 20 рублей.

Темы " Прибыль и долг", "Копилка", "Сберегательный банк" предусматривают счет, действия сложения и вычитания, сравнение чисел и количества. Так же надо сказать о том, что люди стараются сделать запасы, накопления денег. Самый надежный способ хранения денег - хранение в банке, он охраняется специальной охраной, а на вложенные деньги идет процент, т. е. прибыль. Решить задачку, например: В банке на счете у зайчика было 8 монет, он снял со счета 5 монет для покупки тележки, сколько денег у зайчика осталось на счете?

Так же можно рассказать детям о купле-продаже и обмене-бартере, в чем отличие. Привести пример: у одного мальчика шоколадка за 10 рублей, а у другого купюра достоинством 10 рублей. Другой пример обмена: у одного наклейка за 2 рубля, а у другого книжка за 5 рублей, какой будет обмен.

Занимаясь по темам " Изобретение денег", "Монетный двор", "Валюта" дети рассматривают настоящие деньги, играют с ненастоящими, сравнивают, считают.

Так выполняя математические задания с экономическим содержанием, ребенок входит в мир элементарных и в то же время важнейших экономических понятий.

Интеграция математики и экономики имеет место в развлечениях и досугах: " Бизнес-клуб", "Ярмарка", интеллектуальных играх, конкурсах "Умники и умнички", КВН-ах, драматизациях народных сказок на новый лад или постановка Корнея Чуковского " Муха-Цокотуха". Конспекты игровых занятий и сценарии развлечений можно найти на страницах учебно-методического пособия "Введение в мир экономики" А. Н. Смоленцевой.

Работа по экономическому содержанию невозможна без участия родителей, ведь первым источником экономических знаний у своего ребенкастановится именно его семья. Поэтому совместная работа педпгогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей. Родители всегда помогут в изготовлении и пополнении необходимого дидактического материала, создании альбомов, книжек-самоделок, поучаствуют в различных групповых развлечениях и расскажут о своей профессии. Ведь именно они совершают с ребенком совместные покупки, вместе отчитывают деньги в магазине. Рассказывают о своих доходах и расходах в семье.

В заключении приведу еще слова Августы Николаевны Смоленцевой: ". экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой".

Публикации по теме:

Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста» Проект: «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста» Содержание проекта: 1. Актуальность.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Математика и экономика для старших дошкольников»
Опубликовано: 11 сентября 2014 в 14:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД