Лучший педагог года

Квест–технология в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

Алена Бровкина
Квест–технология в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

«Дети охотно всегда чем–нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому

не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

Сегодня современные дети окружены насыщенной информационной средой с момента их рождения. Очень важное место в жизни дошкольников занимают современные гаджеты, компьютеры, смартфоны, игровые станции и т. д. Современных дошкольников стало трудно чем–то удивить. Безусловно, все это влияет на личностное развитие ребенка и формирование психических процессов. Учитывая растущую конкуренцию электронных гаджетов и приборов с человеческим трудом, педагоги дошкольного образования вынуждены применять разнообразные современные средства воспитания и обучения в своей работе с детьми, а также самосовершенствоваться за счет изучения новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения занятий с дошкольниками. В тоже время различные документы и законодательные акты, формирующие нормативно–правовую базу дошкольных образовательных учреждений, стимулируют педагогов к поиску новых форм работы с детьми на основе деятельности, способствующей развитию личности, творческой инициативы, развитию у детей навыков самостоятельных действий в информационной сфере, формированию умения решать проблемы, возникающие в жизни.

Публикация «Квест–технология в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Современная педагогика призывает нас переносить акценты с пассивных моделей обучения (дети выступают в роли «объектов», просто слушают и смотрят) на активные, (дети выступают «субъектами» обучения, т. е. работают самостоятельно, выполняют творческие задания) и интерактивные (дети взаимодействуют с другими участниками образовательного процесса). Наиболее отвечающей потребностям и интересам детей дошкольного возраста является квест, который соответствует вышеуказанным критериям и позволяет сохранить игру в пространстве дошкольного детства.

Квест (от англ. поиск, приключение) – это путешествие к цели через преодоление трудностей и проблем, универсальная игровая технология, основанная на интеграции образовательных и развлекательных программ, которая активизирует в психике ребенка механизм соревнования и поощряет поведенческую независимость и полное погружение в происходящее. Квест возрождает часто забытые старые игры, такие как «Секретики» и «Казаки-разбойники", но уже с новым сюжетом. Этот интересный метод организации исследовательской деятельности в процессе обучения был предложен и разработан в середине 1990-х годов профессором Доджем Берни из США. Важным преимуществом этой методики является то, что она не требует специализированной подготовки педагогов или же дорогостоящих инвестиций, а только реальное желание творить и экспериментировать с детьми.

Квест имеет много преимуществ для дошкольников и во многом тесно связан с ФГОС дошкольного образования. Квест естественным образом интегрирует образовательные области и включает в себя различные виды деятельности и способы работы с детьми. Квест позволяет всем участникам образовательного процесса (детям, родителям и педагогам) работать вместе над выполнением учебных заданий в увлекательной форме. Квест – игра дает возможность объединять различные виды детской деятельности и ненавязчиво реализовывать задачи в занимательной игровой форме. А главное здесь то, что дошкольники легко и с интересом участвуют в квест–играх, что стимулирует их активность, познавательную, поисковую или продуктивную деятельность.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

– Образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

– Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Квест отправляет детей в увлекательное путешествие в страну знаний, погружая их в мир тайн и приключений, тренируя смекалку и настойчивость, позволяя им почувствовать себя настоящими изобретателями и исследователями, а также помогает педагогу легко реализовать цели и задачи обучения, соответствующие уровню развития дошкольников. Игровой формат также создает командный дух и побуждает детей быть мобильными, находить нестандартные решения и хотеть взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Однако, чтобы сделать квест-игру действительно интересной и увлекательной для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, находчивость, творческое мышление и личные артистические способности. В образовательной деятельности под названием «Квест-технология» все дети оказываются вовлеченными в игру, а напряжение, пассивные действия и скованность исключены. Дошкольники чаще проявляют свою инициативность, нестандартное мышление, а также включают логику и воображение. Игра помогает детям регулировать свое поведение, не ожидая указаний извне, и поощряет любознательность и независимость. Детей побуждают самостоятельно решать проблемы, с которыми они сталкиваются. Когда дети вырастут, они, несомненно, будут вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как вели себя в своих детских играх – планировать, делать прогнозы, добиваться результатов и совершенствовать свои нравственные и физические качества. Квест–игры – это увлекательный инструмент для самообразования и саморазвития детей как творческих, физически здоровых и познавательно активных личностей. С помощью таких игр можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Можно выделить следующие виды квестов :

– линейные квесты, в которых задачи решаются в цепочке последовательных шагов.

– штурмовые квесты, в которых участник выбирает свой собственный способ решения задач, получая при этом задания и подсказки.

– кольцевые квесты : то же самое, что и линейные квесты. В этом случае команды участников стартуют в разных точках, и каждая команда следует к цели своим маршрутом.

По типу образовательных задач (классификация Б. Доджа и Т. Марча).

Квесты могут быть представлены в следующих формах:

– в форме презентаций, плакатов, рассказов на заданную тему;

– планирования и проектирования на основе заданных условий;

– трансформированной информации, полученной из различных источников;

– поиска и систематизации информации.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Она реализуется в 3 этапа :

– подготовка условий, оборудования, материалов квеста;

– разработка карты, маршрута и сценария будущего квеста;

– подготовка детей, включающая ознакомление и погружение в тему, обучение и, непосредственно, сама игра.

Классификация квестов

1. По форме проведения:

а) компьютерные – это интерактивная сюжетная линия с главным героем, где сюжет и исследование мира являются наиболее важными элементами игры, и где решение головоломок и задач, требующих умственных усилий от игрока, играет важную роль в игровом процессе;

б) веб–квесты – представляют собой поиск и анализ веб–ресурсов, а также создание веб–продуктов (сайтов, блогов, виртуальных словарей и т. п.);

в) QR–квесты – предполагают использование в ходе квеста QR–кодов;

г) медиа–квесты – состоят в поиске и анализе медиаресурсов;

д) веб–квесты – поиск и анализ веб–ресурсов, и создание веб–продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т. п.);

е) квесты на природе (улицах, парках ит. д.);

ж) комбинированные.

2. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме.

3. По сроку реализации квесты различают :

краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия;

долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок.

4. По форме работы: групповые, индивидуальные.

5. По предметному содержанию: моно квест, межпредметный квест.

6. По структуре сюжетов различают: линейные, штурмовые, кольцевые.

7. По информационно образовательной среде традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда.

8. По доминирующей деятельности воспитанников : исследовательские, информационные, творческие, поисковые, игровые.

Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста

1. Принцип навигации. Педагог является координатором образовательного процесса, направляющего детей на правильное решение задач, но окончательный вывод дети делают сами. Задача педагога состоит в мотивации ребёнка к самостоятельному поиску информации.

2. Принцип доступности заданий. Задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.

3. Принцип системности. Задания должны иметь логическую связь друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому все образовательные и методические задачи должны быть сокрыты под игровыми приёмами.

5. Принцип интеграции. При проведении квестов должны интегрироваться образовательные области и применяться разные виды детской деятельности.

6. Принцип разумности по времени. Квесты для дошкольников могут быть краткосрочными и долгосрочными, но строго ранжированными по времени.

7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Педагог должен построить образовательный процесс так, чтобы смотивировать детей выполнять просьбы педагога на добровольной основе, поэтому задания квестов должны быть интересны дошкольникам.

8. Принцип присутствия выбора. Зачастую педагогу важно, чтобы ребенок выполнил задачу, но нужно постараться преподнести задание таким образом, чтобы ребенок мог распознать его как результат собственных желаний и предоставить выбор, это и есть яркий способ создания «иллюзии добровольности».

9. Принцип присутствия импровизационной составляющей. Дети не обязаны четко выполнять задания, которые дает им педагог, что-то может пойти не так, как надо, и это хорошо, поскольку именно в непредсказуемых ситуациях растет мастерство и профессионализм педагога. Во время поиска педагог может легко изменять, добавлять или удалять задания. Характер заданий также очень важен. Если педагог готовит квест, жестко ограничивая и четко структурируя его, то воспринимаемая детьми естественность затрудняется, и они оказываются в рамках, противоречащих свободе выбора, импровизации и спонтанности. Это игра, и когда педагог постоянно смотрит на часы, она перестает быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, положительная эмоциональная окраска и неопределенность того, что произойдет, – все это, несомненно, оказывает сильное влияние на возникновение и поддержание мотивации детей.

10. Принцип «Шахерезады». Квест–игра может плавно перейти в сюжетно–ролевую. Тематика квеста может быть использована в течение всего дня, недели, как сказка Шахерезады. Таким образом, предвкушение продолжения поддерживает положительные эмоции детей в течение некоторого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы приводит к самостоятельному поиску информации.

Структура квестов

– Введение, имеющее четкое описание основных ролей участников и сценария квеста, предварительный план работы и обзор квеста в целом.

– Задания, которые понятны, интересны и выполнимы для детей. Четко определенные результаты самостоятельной работы (ряд вопросов, на которые нужно ответить, проблемы, которые нужно решить).

– Ресурсы, представленные в виде списка информационных ресурсов (электронных, бумажных, необходимых для выполнения задания.

– Рабочий процесс – описание рабочих этапов (фаз, которые должен выполнить каждый участник квеста при самостоятельной работе.

– Оценка – описание критериев и параметров для оценки выполнения задания. Критерии оценки зависят от типа образовательной задачи, решаемой в квесте.

– Заключение – раздел, обобщающий опыт участника при прохождении квеста.

Алгоритм организации и проведения квест-игры :

1. Проведение мониторинга потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей.

– Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?

2. Описание целевой группы программы

– Кто, какой, какие они – дети моей группы?

3. Формулировка проблемы

– Чего сейчас не хватает данной группе, что они не умеют, не знают?

4. Определение цели игры.

– Ради чего проводится игра? Какого результата мы хотим достичь?

5. Определение задач – шагов, позволяющих достичь цели

– Как и за счет чего цель будет достигнута?

6. Создание тематического плана

– Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько потребуется времени на проработку каждой темы

7. Разработка сценария, выбор места проведения игры

– В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?

8. Определение материалов и условий, подготовка дидактических и раздаточных материалов, реквизитов для игры.

9. Назначение даты, пробуждение интереса у участников игры.

10. Проведение игры.

11. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.)

12. Проведение SWOT–анализа полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы).

При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия :

• обеспечить безопасность для участников;

• составлять задания и вопросы в соответствии с возрастом игроков;

• задания должны быть оригинальными, логичными, целостными;

• игра должна быть подчинена определённому сюжету

• педагогу необходимо создать позитивную атмосферу в игровом пространстве.

Таким образом, квест–игра это игровое пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать и творить, поэтому хорошо продуманная РППС необходима при реализации квеста. Создание среды – это первый шаг к достижению цели. Квест– технология способствует созданию условий для позитивного социального, инициативного, личностного и творческого развития детей посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности. В любой квест–игре ребята могут почувствовать себя настоящими героями приключенческой истории, а самые яркие моменты квест–игры можно запечатлеть на память и оформить в виде красочного фотоальбома.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест–технология в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 18:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД