МААМ-картинки

Конспект занятия родительского университета «Как обнять кактус?»

Малахова Анастасия
Конспект занятия родительского университета «Как обнять кактус?»

Тема «Как обнять кактус»

Цель: Повышение психологической компетенции родителей по вопросам агрессивности в дошкольном возрасте.

Категория: родители ОУ, педагоги ДОУ

Материалы к занятию:

1. Лист регистрации.

2. Ватман и цветные карандаши.

3. Диагностика

4. Информационные буклеты для родителей.

Публикация «Конспект занятия родительского университета „Как обнять кактус?“» размещена в разделах

Слайд 1: здравствуйте уважаемые родители (педагоги! Мы рады видеть Вас на нашем занятии Родительского Университета «Как обнять кактус». Работать будем 1,5 часа, мы будем использовать различные упражнения, и для наибольшей продуктивности предлагаю вам активное участие в работе всей группы.

Слайд 2. Упражнение «Давайте познакомимся» (3-5 мин)

Инструкция: предлагаю, каждому участнику представиться. Для этого он называет свое имя, а потом два личностных качества, которые помогают ему в общении с агрессивным ребенком и два качества, которые мешают в общении с агрессивным ребенком.

Теоретическая часть.

Для того чтобы нам разобраться что делать с агрессивным ребенком, нам необходимо уточнить что же такое агрессия.

Слово «агрессия» произошло от латинского, что означает «нападение», «приступ».

Слайд 3. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Слайд 4. Необходимо знать, что, годовалый ребенок проявляет агрессивность неосознанно. Ему свойственны кусание, плевание, желание «все присвоить себе».

Слайд 5. В 2 года возрастает активность ребенка, проявляется не-зависимость в поведении. Агрессия возникает в ситуациях, когда принуждают его т. е. (обильное насильное кормление, высаживание на холодный горшок, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками, надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу ребенка и др.) Ребенок начинает делать как бы «назло».

Слайд 6. В 3 года проявляется выраженное стремление к самостоятельности («Я сам»). Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, акты разрушения, жестокости.

Слайд 7. (В 5-6 лет агрессивное поведение уже рассматриваться как форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Причинами агрессивности в этом возрасте становится неудовлетворенность ребенка своим положением в группе детского сада (не сложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми, изолированность, дезадаптация) или в семье (конфликты с родителями, ревность к появившемуся младшему ребенку, частые и несправедливые наказания, оскорбляющие ребенка действия или поступки).

Агрессия может проявляться как форма психологической защиты от тревож-ного состояния.

Слайд 8. Основными причинами проявлений детской агрессивности яв-ляются:

стремление привлечь к себе внимание сверстников;

стремление получить желанный результат;

стремление быть главным;

защита и месть;

желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Слайд 9. Виды агрессии

Слайд 10. Критерии агрессивности /диагностика/

Экспресс-диагностика агрессивности

Критерии выявления агрессивного ребенка:

Перед вами на слайде таблица, выберите для каждого утверждения «часто», «редко».

Анализ результатов: подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись, хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Слайд 11. Сейчас я предлагаю нарисовать портрет агрессивного ребенка и ребенка, находящегося в спокойном состоянии. Найти отличия. (15 минут).

/выдать ватман и карандаши, разделить на две команды присутствующих. Представитель от команды рассказывает про портрет. /

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия — это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным ребенком, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. Иногда ребенок просто ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать, не знает.

Слайд 12. Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стили поведения ребенка Почему он так себя ведет

Резкое подавление агрессивности ребенка «Прекрати!»

«Не смей так говорить!», родители наказывают детей. Агрессивный. (Ре-бенок может пре-кратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и месте). Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Слайд 13.

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не заме-чают агрессии ре-бенка или считают, что он еще мал. Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что делает все правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Слайд 14.

Родитель дают возможность ре-бенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к др. Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях. Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способом выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после тревожащего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Слайд 15. Как помочь агрессивному ребенку.

Многие родители, придя на прием к психологу, жалуются, что их сын или дочка ведет себя агрессивно по отношению к ним и к другим детям. Это проявляется во вспышках «слепой ярости»: ребенок топает ногами, визжит, кричит. Сначала он может ударить стул, о который споткнулся. Отшвырнуть конструктор, из которого не получилась нужная ему постройка. Топтать ногами рукавичку, которая никак не желает надеваться на руку. Затем гнев может быть направлен на взрослого, отказавшегося купить мороженое, взять на руки малыша. Однако пока подобные вспышки проходят достаточно быстро, поэтому самое главное правило для родителей - набраться терпения и, что не менее важно, оставаться спокойными. Как только вы потеряли спокойствие, равновесие, вы потеряли свое преимущество.

Детям раннего возраста, и особенно малышам от года до двух лет, поскольку они еще не умеют разговаривать, чаще всего свойственны проявления физической агрессии. Они толкают друг друга, кусаются, бросают вещи, отталкивают взрослых. Но помимо физической агрессии дети могут проявлять и вербальную агрессию, например, вызывающе произносить грубые и обидные слова.

Достаточно часто ребенок причиняет боль другим исподтишка, старается, чтобы находящийся рядом взрослый не заметил этого. Если резко одернуть его, пристыдить, наказать, он, скорее всего, расплачется, а может, «закатит истерику». Поэтому целесообразнее в подобной ситуации не ругать малыша, а помочь ему избавиться от накопившегося негативного эмоционального напряжения, которое и послужило причиной плохого, с точки зрения родителей, поведения.

Какую же помощь мы можем оказать ребенку? Если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло, включить ребенка в игру, в которой он сможет «выпустить пар»: бить, ломать, кидать, не причиняя при этом вреда себе и другим. Для этого мы рекомендуем арсенал игр и игрушек пополнить такими необходимыми атрибутами, как ударные музыкальные инструменты, свисток, пластмассовые цепи из отдельных звеньев, наручники, резиновые молотки, боксерские груши и т. д., которые помогут малышу справиться с отдельными вспышками гнева.

Следующий совет по предотвращению агрессивного поведения может быть использован в случае, если предыдущие способы оказались неэффективными. Вместо того чтобы убирать игрушки из поля зрения детей или уговаривать их, нужно применить мягкое физическое манипулирование: спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта. А потом уже отвлечь его внимание, подойдя с ним к окну, к другой игрушке, взяв интересную книжку.

Слайд 14. Как общаться с агрессивным ребенком?

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева, поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь назло (медленно выполнять указания родителей).

Техника: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий, тоже не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливого вопроса своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей явля-ется умение родителей владеть собой. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

Рекомендации избавления от гнева:

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (примите ванну, послушайте любимую музыку, посмотрите комедию.)

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Слайд 15. Обратная связь.

• Был ли вам полезен семинар? Поделитесь.

• Узнали ли Вы, что-то новое? Поделитесь.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее:

Агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружаю-щим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.

И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию.

Прикреплённые файлы:

agresivnost_1iajk.pptx | 9215,72 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «У нас в гостях студенты медицинского университета»Фотоотчет «У нас в гостях студенты медицинского университета» Сегодня наш детский сад посетили будущие врачи-студенты нашего Медицинского университета. Они провели с детьми старших групп интересное.

Фотоотчет об экскурсии в осенний парк Дальневосточного аграрного университета «У осени в гостях»Фотоотчет об экскурсии в осенний парк Дальневосточного аграрного университета «У осени в гостях» У нас уже стало хорошей традицией выходить на экскурсию в лесопарковую зону Дальневосточного Аграрного Университета. Это уголок дикой природы.

Ко Дню Кактуса на МAAM. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3–4 летКо Дню Кактуса на МAAM. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3–4 лет Ко Дню Кактуса на МААМ. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3-4 лет. Цель: формирование представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия родительского университета «Как обнять кактус?»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 12:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД