МААМ-картинки

Использование элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников

Леванова Наталья
Использование элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников

«Использование элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по использованию элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников.

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

(Г. С. Альтшуллер).

Публикация «Использование элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, активных, любознательных, инициативных, другими словами, формирование маленьких функционально грамотных людей.

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» - так говорил А. А. Леонтьев.

Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.

Если говорить о дошкольном образовании, то стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приёмов ТРИЗ.

Технология возникла в СССР в конце 40-х годов.

Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов) и его научная школа.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а учить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление, активность, самостоятельность, все познавательные психические процессы. Огромное влияние на развитие психических процессов делает ТРИЗ-технологию не просто важной, но и необходимой в использовании в работе с детьми с ОВЗ.

Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Эти дети малоактивны, замкнуты, редко участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств оформления речи.

Сегодня мы представим опыт работы по использованию некоторых методов ТРИЗ в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

В коррекционно – развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на занятиях по подготовке к обучению грамоте я использую следующие методы ТРИЗ:

- метод аналогий (синектики) (игры и игровые упражнения «Волшебные цветы», «Слогоцветик»);

- метод проб и ошибок (игра «Выложи букву»);

- метод мозгового штурма (игры и игровые упражнения «Цепочка слов», «Узнай меня», «Волшебный мешочек»);

- метод «Данетка» (игра «Да-нет»);

- метод «Сенсорный ящик» (игра «Угадай, что лежит в ящике»);

- метод противоречия (игры «Хорошо-плохо»);

- метод фокальных объектов (игра «Загадочное животное»);

метод системного анализа (игра «Где живёт?», круги Луллия).

Вывод. Практика показала, что в представленных вашему вниманию играх, разработанных в соответствии с методами ТРИЗ, ребёнок с удовольствием погружается в игровую ситуацию, которая стимулирует его активность, познавательный интерес, речевое общение, обогащает лексический словарь, развивает все компоненты устной речи, произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, память, наглядно-образное и логическое мышление.

Дети с ОВЗ получают необходимые знания, опыт общения, выполнения различных действий. В целом такая деятельность способствует повышению образовательных результатов воспитанников с разными образовательными потребностями.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов ТРИЗ-технологий в речевом развитии старших дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 19:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД