МААМ-картинки

Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Елена Круговых
Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Тема «Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Актуальность работы.

Мы живем в интересное, но сложное время. В общественном сознании все более широкое распространение получают индивидуализм, цинизм, равнодушие, пренебрежение отношения к гражданской дому и Родине. Материальные блага стали ценится значительно выше духовных ценностей, исказились понятия о доброте, великодушии, гуманизму. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети, подростки и молодежь.

Публикация «Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству. Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…».

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.

дети дошкольного возраста характеризуются высокой восприимчивостью к воздействиям и возникновению ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Мы воспитатели являясь проводниками детей во взрослый мир и руководствуясь ФГОС ДО обязаны приобщать детей в том числе к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд, невозможно без приобщения к региональному компоненту. Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.

Моя практическая деятельность предполагает формирование у детей определенных знаний, навыков и умений: умение использовать полученные знания в играх, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, традиции и т. п. Участие в народных праздниках, чтение художественной литературы (об обычаях и традициях народа, игра в традиционные народные игры, все это так же способствует развитию у ребенка патриотических чувств. Таким образом, в основу нашей работе мы положим многоэтапность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а средствами патриотического воспитания – мезосреду, художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность и традиции.

Ведущая роль в воспитании детей дошкольного возраста в доу принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно. В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

По теме «Развитие детей средствами малых форм фольклора» я работаю с 2012года. Данная работа показала эффективность развития детей дошкольного возраста по всем образовательным областям.

Исходя из актуальности моей темы были определены следующие задачи:

-развитие интереса к народному творчеству и музыке;

-воспитание чувство причастности к русской культуре;

- формирование знаний о русской культуре через ознакомление с бытом, традициями и фольклором русского народа;

-ознакомление детей с историей русского народного костюма; с народными праздниками, с историей их возникновения;

-создать условия для самостоятельной деятельности;

-оказывать помощь родителям в возрождении и развитии лучших традиций.

Для знакомства детей с устным народным творчеством были выбраны следующие направления работы: (содержание деятельности)

1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах. На занятиях познавательного цикла я знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями. Так же мы говорили о народностях Камчатки. Мы говорим о том: Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Это помогает расширять общий кругозор детей, психологически подготавливает к осознанию важности народной культуры, пробуждая интерес к ней.

2. Знакомство с устным народным творчеством.

Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

3. Исполнение народных и стилизованных песен

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и народной песне, в частности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни. Большинство народных песен можно инсценировать. И дети с удовольствие включаются в эту игру. Инсценировка помогает развивать у ребенка воображение, активизировать его творческие проявления

4. Знакомство с русскими народными играми.

Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. На занятиях и в повседневной деятельности я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как «Ручеёк», «Плетень», «Две тетери» «Гуси-лебеди» «У медведя во бору» «Платок» и т. д. Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, обучают личность социальной гармонизации, прививают чувство коллективизма.

5. Погружение в быт русского народа.

Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это и оборудование фольклорных уголков в группах с предметами домашней утвари. Это совместное с детьми изготовление игрушек фольклорной тематики. Это экскурсия в музей на базе МБОУ СШ № 6. п Козыревск. Это и возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряженья. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в патриотическое воспитание, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.

6. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. А также драматизация сказок, песен. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

Нельзя решить наши задачи без участия родителей. Родители положительно относятся к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания, совместные праздники и развлечения, консультации, онлайн-сообщения, и многое другое.

. Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Для повышения эффективности образовательного процесса применяю ИКТ-технологии, это обеспечивает высокую степень наглядности повышение интереса детей. При проведении таких занятий активизируется психические процессы воспитанников : внимание, восприятие, память, мышление. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ИКТ используются в виде компьютерных презентаций («Быт и традиции русского народа» «Русские народные игрушки», «Легенда о Кутхе» «Моя малая Родина-Камчатка» и многие другие, интерактивные игры( «В мире русских народных сказок» «Одень куклу в русский костюм» «Элементы декоративной росписи» «Быт традиции народов Севера» и тд, просмотр фильмов, мультфильмов по теме русских былин, занятия на интерактивной доске, игры с интерактивной песочницей, комната релаксации и тд. В частности, применение информационных технологий обеспечивает:

Решение образовательных задач:

- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с народным творчеством;

- активизировать у детей словарный запас;

- расширить диапазон детских игр;

- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые комбинации элементов разных видов росписи);

Решение воспитательных задач :

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;

- воспитывать эмоционально - положительное отношение к устному народному творчеству, эстетическое восприятие.

Развивающие:

- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;

-развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать заинтересованность ИКТ и способность работы с компьютером.

А использование ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения помогает, увеличить эффективность работы у детей в приобщении к русскому народному творчеству и народным традиция. Например в знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством своего народа, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к народной культуре, помогают виртуальные экскурсии в музеи страны. Через них дети знакомятся с народными промыслами, видят разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства, утварь и одежду наших предков, а затем свои знания смогут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование ИКТ, в приобщении к изучению русского народного творчества в сочетании с традиционными методами обучения способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.

Именно использование современных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит уже с первых лет жизни вызвать у малышей живой интерес к истории своего народа и заложить фундамент формирования здоровой личности будущего патриота своей Родины.

Заключение Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о нравственно-патриотическом занятии детей старшей группы  «День народного единства»Фотоотчёт о нравственно-патриотическом занятии детей старшей группы  «День народного единства» Целью занятия : 1. Познакомить детей с историей возникновения Дня народного единства. 2. Углублять знания детей о защитниках нашей Родины.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2023 в 23:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД