Ирина Демина
Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению, большинство детей дошкольного возраста, не владеет навыками связной речи в достаточном для данного возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания непоследовательны, нелогичны.
В связи с этим мое исследование было направлено на поиск средств повышающих эффективность развития связной речи, и, таким средством является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в ООД позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, обогащать словарный запас, снимать речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Рассмотрим характеристику связной речи детей дошкольного возраста по уровням.
1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.
На 2-ом уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни (связной речью практически не владеют)
Наиболее распространен у детей 5-6летнего возраста с ОНР 3-й уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.
Дети с 4-ым уровнем владеют связной речью, но выявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
Для развития связной речи дошкольников, в частности, умения строить пересказ, можно использовать следующие приемы :
- Педагог читает рассказ и вместе с детьми устанавливает последовательность предметных картинок для последующего пересказа;
- детям предлагается восстановить текст с опорой на предметные картинки.
Имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ (пересказ). Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством развития связной речи.
Например: обучение пересказу рассказа «Белка».
Это было летом. Маша с дедушкой встали рано, и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький, с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова. Вариантов применения пиктограмм много. Мы предлагаем детям задания типа:
- составить из пиктограмм произнесенную фразу;
- составить фразу из пиктограмм.
Эти задания вызывают у ребенка большой интерес и желание выполнить их.
Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, возможно использование схем, мнемотаблиц, которые служат зрительным планом и помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
Интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны, поэтому для комплексного подхода развития связной речи дошкольников используются сказки. Сказка не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
При закреплении сказки «Колобок», ребенку предлагаются красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации можно перепутать и добавить картинку из другой сказки. Ребенку предлагается помочь героям сказки и разложить картинки в той последовательности как развивались события, найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки.
Известный исследователь сказок российский фольклорист В. Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов или функций, т. е. во всех волшебных сказках есть свой уникальный набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них. Герои могут быть разными. А вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же, т. е. можно сказать, что это своеобразный конструктор (из кубиков можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда одни и те же элементы.
Карты Проппа содержат 28 основных функций. Но разумеется не все сказки содержат их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций. Сказка может начинаться с первой функции или с 7-ой.
Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми функций.
Цель карт Проппа – анализ структуры сказки, разбивание ее на функции, лучшее усвоение содержания сказки и облегчение пересказа.
Прежде чем приступить к работе с картами, следует организовать подготовительную игру, в процессе которой, дети познакомятся, и освоят все сказочные функции. Игра называется «Примени символ к сказке». На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например «Победа», он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет.
Рассмотрим этапы работы с картами Проппа:
1. Знакомим детей со сказкой как жанром литературного произведения.
2. Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.
3. Пересказ сказки, опираясь на карты Проппа.
4. Самостоятельное сочинение сказки, используя карты Проппа
Давайте с вами убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации, которые можно сопровождать картами Проппа.
Сказка «Маша и медведь»
Пошла Маша в лес с подружками.
-Это какая сказочная ситуация?
(отлучка кого-либо из членов семьи - №5)
Родители говорили не ходить далеко.
(запрет, обращенный к герою - №3)
Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.
(нарушение запрета - №4)
Медведь говорит, у меня будешь жить, меня кашей кормить.
(сложное задание - №19)
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь сам отнес ее домой.
(способ достижения цели - №7)
Медведь принес Машеньку домой
(возвращение героя - №22)
Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
(счастливый конец - №27)
Приведенные выше данные, свидетельствуют о том, что наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью. Использование символов, пиктограмм, графических схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти в целом, развивает речь детей.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения. Дети учатся сочинять новое, интересное свое произведение, в котором добро всегда побеждает зло.