Папки-передвижки

Инновационные технологии на музыкальных занятиях

Лихачёва Татьяна
Инновационные технологии на музыкальных занятиях

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дощкольников

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе музыкальный руководитель детского сада?

Публикация «Инновационные технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны он должен быть здоров. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, создать условия каждому ребенку полноценного психического развития.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Поэтому перед педагогами-музыкантами стоят вопросы : как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:

Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки – распевки. С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Включает упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей.

Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Пальчиковая гимнастика (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность: «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию).

Музыкотерапия. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В работе лучше использовать тщательно подобранную и составленную фонотеку.

Игровой массаж. Применяется на музыкальных занятиях. В результате улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение.

Ритмодекламация. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Имеет свои особенности:

1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.

2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.

3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.

Игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.

Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии на музыкальных занятиях
Опубликовано: 19 марта 2021 в 17:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД