Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»

Галина Асаева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»

Программное содержание:

- Уточнить представления детей о труде хлеборобов, о том, какой путь проходит зерно, прежде чем стать хлебом.

- Углубить знания детей о том, что техника помогает людям, облегчает их труд.

- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать.

- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

- Воспитывать уважение к хлебу, благодарность тем, кто его растит.

Словарная работа:

- Обогащение словаря - серп.

- Активизация словаря - хлебороб, комбайн, сеялка, молотилка, ость, каравай, снопы, колосок.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

- Методические приемы: вопросы детям, художественное слово, поощрение, рассказ воспитателя.

Предварительная работа:

Посев семян пшеницы на тарелке с детьми в уголке природы - наблюдение за ростом, экскурсии на колхозное поле, отгадывание загадок о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, рассматривание колосков пшеницы и ржи.

Ход занятия

- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, если отгадаете, то узнаете, о чем сегодня будем говорить:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

- О чем говорится в этой загадке? (О хлебе)

- Какой он, хлеб? {Мягкий, пышный, душистый, белый, черный)

- Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. Я хочу пригласить вас на выставку.

- Куда мы пришли? (На выставку)

- Что видим там? (Трактор пашет землю)

- Верно, это тракторы плугами режут рыхлый чернозем. Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно)

- Землю вспахали, а потом что делают? {Сеют зерно)

- Верно!

На широкие долины

Вышли новые машины

Глянь в раскрытое окно

Сеют сеялки зерно.

А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Чтобы было тепло,

поливать землю, удобрять)

- Молодцы! Да, для этого нужны условия. Но вот солнышко согрело землю, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

- Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу)

- Сейчас собирать урожай людям помогают умные машины, а в старину это делали так. Брали мужчины косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Очень тяжел труд хлеборобов. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых дорогих гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

А какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете? («Я обед не в обед, коли хлеба нет», «Без труда не выудишь и рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «рабочие руки не знают скуки» и т. д.)

- Молодцы, ребята! Сколько пословиц и поговорок вы знаете! Верно, Хлеб - всему голова.

Психогимнастика

Представьте, что мы в поле.

- Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (приседают)

- Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал (медленно поднимаются)

- Зернышки росли, росли и стали колосками

- Колоски тянутся к солнышку (встать на носки, потянуться)

- Сильно припекло солнышко,завяли наши колоски (опускают руки, приседают)

- Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку (поднимаются, становятся на носки,руки вверх)

- В поле выросли замечательные колоски (улыбаются друг другу)

- А теперь изобразите колоски - толстячки, превратитесь в колоски -

худышки.

Молодцы! Как красиво вы изобразили колоски. А теперь давайте

подберем к слову «хлеб» родственные слова.

- Назови хлеб ласково. (Хлебушек)

- Крошки хлеба какие? (Хлебные)

- Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

- Посуда для хлеба. (Хлебница)

- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

- Кто печет хлеб? (Хлебопек)

- Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)

- Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные)

- Молодцы, вы подобрали много родственных слов.

А сейчас давайте сядем за столы. У нас собраны колоски.

Рассмотрите, какие они? (Пузатые, колючие, много зернышек)

- А что это за колоски? (Колоски пшеницы и ржи)

- Как вы узнали, где колосок пшеницы, а где колосок ржи?

(У пшеничного колоска ость короче, а у ржаного длиннее)

- А что дальше делают с колосками? (Достают зерна - молотят. Это делают специальные машины - молотилки)

- Попробуйте руками достать зерна. Трудно это сделать?

- А зачем зерна достают? (Из них делают муку)

- Ребята, посмотрите, у меня зернышки пшеницы. Давайте попробуем их промолоть и посмотрим, что получится.

- Посмотрите, что получилось? (Мука)

- У вас на столах стоят розеточки с мукой. У меня получилась такая же мука, как у вас? (Да)

- Сравните муку в ваших розеточках. Какая она по цвету? (Светлая и темная)

- На ощупь? (Мягкая)

- Как вы думаете, в какой из этих розеток пшеничная, а в какой ржаная

мука?

- Какой хлеб получится из пшеничной муки? (Белый)

- А из ржаной? (Черный)

Ребята, возьмите салфетки и хорошо вытрите ими руки.

В этой розеточке лежит черный и белый хлеб. Понюхайте, какой он ароматный. А как еще можно сказать о хлебе? (Душистый, мягкий и т. д.)

- Попробуйте на вкус. Какой на вкус черный хлеб? (С кислинкой)

- Какой на вкус белый хлеб? (Сладкий)

- Вкусный хлеб? (Да)

- Чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулись к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба! Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому, как мы все должны относиться к хлебу? (Бережно)

- Что значит бережно? (Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть)

- Куда деть крошки? Кому сейчас голодно? (Птичкам)

- Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

Батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Стук в дверь. Входит повар.

- Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите. За то, что вы к хлебу умеете бережно относится, я принесла вам в подарок каравай.

Каждому знакомы Мудрые слова:

Хлеб - хозяин дома!Всему он голова!

Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим.

- Спасибо! Ребята, наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по теме: «Хлеб». «Приготовление бутербродов» Интересное занятие помогает детям старшей группы уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов, о том какой путь проходит зерно.

Перспективный план по краеведению (региональный компонент) № Месяц Тема Программное содержание Литература 1 Сентябрь Беседа о городе Липецке Познакомить детей с городом Липецком и местами отдыха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 19 января 2015 в 10:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД