Получи документы

Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»

Людмила Коржиченко
Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»

МАДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 15 «Мальвина» г. Балаково

Учитель-дефектолог: Коржиченко Л. В.

Ученые отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Публикация «Консультация „Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития“» размещена в разделах

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.

• Некоторые родители, приведя ребёнка в коррекционный детский сад, остаются убеждёнными в том, что развитие их ребёнка не отстаёт от «нормы» и у него нет особых проблем.

• У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребёнка. Они не интересуются, чем с ребёнком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.

• Некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребёнку, постоянно сравнивают его работы с более «успешными».

• Могут возникать психологические проблемы при установлении доверительных отношений между специалистами и родителями.

• Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и не могут оценить проблемы своего ребёнка. Их пугает термин «Задержка психического развития», не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями :

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями :

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

6. динамичность.

Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)

2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).

3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

- психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,

- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).

В работе родителями мы активно используем разнообразные формы работы.

Формы взаимодействия с семьёй.

Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это

• Коллективные формы взаимодействия;

• Индивидуальные формы работы с семьёй;

Формы наглядного информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия.

1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

3. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

- демонстрация динамики развития детей.

4. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения :

- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

2. Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

5. Приём врача - невролога.

Проводится врачом во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.

Задача:

- контроль над здоровьем детей,

- проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей.

Формы наглядного информационного обеспечения.

1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого – педагогических знаний.

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

Нетрадиционные формы :

• защита семейных проектов,

• участие родителей в творческих конкурсах,

• массовых мероприятиях детского сада,

• выставках родительских работ по изодеятельности,

• презентация детского сада,

• "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе

• посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,

информация о детском саде на сайте в Интернете.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Публикации по теме:

Досуговые формы взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе». Досуговые.

Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Эффективность речевого развития.

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Конспект НОД по лексической теме «Деревья» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель: Уточнить знания детей о деревьях их строении по-средством аппликации. Задачи: 1. Закреплять представления детей о видовом разнообразии.

Консультация для родителей «Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития» Консультация для родителей Н. А. Самошкина МБДОУ ДС «Парус» Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития Для развития детей.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Пособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развитияПособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развития С помощью данного пособия у детей с задержкой психического развития закрепляются знания о системе временных эталонов, закрепляются представления.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными.

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития»
Опубликовано: 5 августа 2019 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД