Лучший педагог года

Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации

лариса меньщикова
Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. Я считаю, что в этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Публикация «Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации» размещена в разделах

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной своей задачей я определила задачу по стимулированию у детей развития самостоятельности и ответственности. В первую очередь, я считаю необходимым, создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Научить детей применять полученные умения и навыки в реальной жизни, на практике.

Целью моего педагогического опыта является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

В соответствии цели определила задачи: Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. Формировать знания о правилах безопасного поведения на улице, дороге, транспорте. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

Одной из форм работы по ОБЖ являются экскурсии и целевые прогулки. Сотрудничество с пожарной частью, является одной из составляющих в моей работе по теме. Совместно с сотрудником пожарной части были организованы встречи, беседы, очень ценны в этом отношении экскурсии. Внутри детского сада, экскурсии организованные на кухню, в прачечную помогли детям замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы, утюг, стиральные машины. Закрепить знания о том, что эти предметы нельзя брать и пользоваться ими без разрешения взрослых. Организуя целевые прогулки к проезжей части, ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения. Правила поведения пешеходов. В ходе развлечения «Огонь- друг, огонь – враг», дети закрепили уже знакомые им правила поведения при пожаре. На развлечении «Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения» познакомились с элементарными правилами дорожного движения, а на праздниках «Путешествие в страну Светофорию», «Посвящение в пешеходы» закрепили правила дорожного движения.

В своей работе я уделяю большое значение беседам, проблемным и поисковым ситуациям. В детском саду беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. С детьми проводила беседы на различные темы: «Съедобные и несъедобные грибы", «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными» и т. д. Были приглашены инспектора пожарной части и ГИБДД. Инспектор пожарной части рассказала детям о правилах пожарной безопасности, показала одежду пожарного, предложила детям примерить каску из боевого снаряжения. Инспектор ГИБДД рассказал детям о работе полицейских- регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. После таких бесед, дети на практике закрепили то, о чем они узнали из бесед. В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, ножницами. В зимнее время года на прогулке, или перед ней, беседую с детьми, о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, правила поведения на горке.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, при реализации образовательной программы ориентируют на полноценное развитие личности каждого ребенка, предъявляют требования к образовательному процессу.

Нами педагогами пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Сегодня задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с умением, отходить в организации образовательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения считается метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается, как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В рамках недели безопасности все воспитатели, дети и родители работали над краткосрочным проектом «Огонь – друг, огонь – враг!». Целью этого проекта было: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Задачи проекта: познакомить с историей возникновения огня, дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Формировать у детей умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, развивать творческие способности дошкольников, воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Развивать практические навыки поведения детей при возникновении пожара, расширять и активизировать словарный запас по теме. Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. В ходе этого проекта, дети играли в дидактические игры: «Сложи картинку», подвижные игры «Огонь – друг и враг», «Пожарные на учении» и т. д. Читали сказки: «Грустная сказка об одинокой спичке», чтение стихов по пожарной безопасности «Пожар», «Не шутите с огнем», рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар». Смотрели с детьми презентацию, где закрепляли знания о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности. Рассматривали с детьми альбомы, картинки по пожарной безопасности, беседовали об их содержании. Дети, экспериментируя, закрепляли знания об огне. В театрализации сценки «Кошкин дом», дети развивали умение у детей брать на себя определенную роль. Закрепляли правила пожарной безопасности. Родители приняли участие совместно с детьми в выставке рисунков на пожарную тему. Итоговым продуктом явилась изготовление коллажа «Берегись огня», в ходе которого, дети показали знания по этой теме. В ходе реализации данного проекта, в группе был накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Одним из методов выявления, каких либо вопросов в области ОБЖ является анкетирование, из которого можно выяснить, что больше всего волнует родителей. В своей работе использую памятки для родителей, где даются инструкции правильного выполнения каких-либо действий («Уроки безопасности». Были проведены родительские собрания: «Дети и дорога», «Чтобы не случилось беды!» Родители приняли участие, совместно с детьми приняли участие в выставке рисунков по пожарной безопасности, лучшие, из которых мы отправили на районный конкурс, а также была организована выставка по теме: «Берегись автомобиля». Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Публикации по теме:

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения» Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности.

Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности как основа благополучной социальной адаптации
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 15:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД