Лучший педагог года

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Смирнова
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №9 р. п. Заречье, Смирнова Ольга Николаевна.

Проект на тему:

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста.

«Музыкальный момент» Франс Шуберт.

Публикация «Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. В период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу. В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора. Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. Он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.

Слова, характеризующие музыку:

любопытство, высокомерие, бодрость, гордость, ясность, ирония, недовольство, торжественность, легкость, живость, игривость, решительность,неловкость.

Лексическое значение слов :

1) Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

2) Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь.

3) Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией.

4) Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.

5) Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.

6) Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

7) Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.

8) Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.

9) Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности.

10) Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.

11) Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость.

12) Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения.

13) Неловкость - чувство стеснительности, стыда.

14) Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям.

Смысловое содержание языковой единицы

Чувство Денотат Коннотат Сигнификат

Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь Чувство Вороний интерес Проявление + интерес + новое + стремление + к знанию

Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь Чувство Белый взгляд Гордость + надменность + поведение

Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией

Чувство, состояние Как дракон взлетает Полнота сил + психологическое состояние + субъект + характеристика + активность + деятельность + энергия

Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.

Чувство Гордый орел

Чувство + собственность + достоинство + самоуважение

Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.

Чувство Светлая голова Логика + стройность + отчетливость + четкость

Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Чувство По алой иронии Насмешка + выраженная + скрытая + форма

Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.

Чувство Как старый дед Чувство + отрицательное + отношение + неудовлетворенность

Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.

Чувство Павлиний хвост Праздничность + пышность + помпезность напыщенность + официальность + церемониальность + помпа + важность

Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности. Чувство, состояние Воздушный змей Чувство + ощущение + приподнятость + бодрость + сила + желание + деятельность

Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.

Чувство, состояние Мчатся десять тысяч коней Внутренняя сила + характер + проявление + манеры + речь + поведение + человек.

Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость Чувство, состояние Подвижный, как обезьяна. Озороватость + гривуазность + резвость + фривольность + пикантность + шутливость+ двусмысленность + шаловливость + лукавство + кокетливость

Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения. Чувство, состояние Брать быка за рога Качество + воля + индивидуальное + связь + способность + умение + самостоятельность + своевременность + принятие + решение + ответственность.

Неловкость - чувство стеснительности, стыда. Чувство, состояние Слон в посудной лавке Чувство + стеснительность + стыд

Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям. Чувство, состояние Петухом налететь Эмоциональность + несдержанность + взрывная раздражительность + свойственность + темперамент

Шкала эмоций

ирония

живость

торжественность

бодрость

вспыльчивость

решительность

высокомерие

гордость

ясность

лёгкость

неловкость

игривость

любопытство

недовольство

Конспект занятия «Обогащение эмоционального словаря через слушание музыки в группе старшего дошкольного возраста».

Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя.

Ход занятий.

Цель: Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогатить представления и знания детей о чувствах : недовольства, любопытства, гордости, неловкости, высокомерия,решительности и др.

2. Развить способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; Развить воображение; Развить умение передавать эмоции через мимику и речь;

3. Развить умение детей слышать музыку и различать настроение музыки, развитие эмпатии;

Развить умение передавать характер музыкального произведения через игру на музыкальных инструментах.

Развить способность соотносить движения с музыкой.

Групповое занятие. (Воспитатель)

1. Здравствуйте ребята, у меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу? А сейчас подуем на ладошки и поделимся своим настроением со всеми вашими друзьями.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть 2 шарик дружбы», который я передам Диме. А он передаст его своему соседу Леше и скажет ему что то приятное и доброе.

Дети передают шарик друг за другом говоря комплименты и приятные слова.

Ребята, когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).

2. Упражнение «Тренировка эмоций»

Ребята, давайте мы с вами побудем актерам. Вы по очереди будете выходить на сцену, и изображать людей или может быть животных в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов, а задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.

- любопытный ребёнок

- игривый щенок

- лёгкий, как пушинка птенчик

- гордый мальчик

- проснулся бодрым

- вспыльчивый человек

- высокомерный человек

- недовольная мама

Дети по очереди выходят и показывают с помощью воспитателя предложенные варианты.

Воспитатель объясняет детям непонятные для них пантомимы и слова.

3. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам».

Есть у Вити мячик новый,

Конь, гармошка и ружье.

Держит он свои игрушки

И твердит: «Мое! Мое!»

Говорит ему Наташа:

- Есть матрешка у меня.

Разреши моей матрешке

Сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду?

Хочешь, с мишкой поиграй.

Витя ей сказал: - Не буду!

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во все играю сам.

Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя? Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему?

Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят).

А вот, что пишет Н. Найденова в конце своего стихотворения:

Есть у Вити балалайка,

Барабан, ружье и слон.

Есть машина, серый зайка…

Отчего ж скучает он?

Все, что только захотите,

Вы найдете у него,

Но товарищей у Вити

НЕТ НИ ОДНОГО!

Скажите, почему плохо быть жадным,высокомерным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы).

4. Игра «Произнести свое имя».

- С иронией (шутливо, с насмешкой)

- С гордостью (с чувством собственного достоинства)

- С высокомерием (с гордым и надменным видом)

Ребята, а чем отличается гордость от высокомерия?

Почему чувство гордости,лучше чем высокомерие?

-Торжественно (радостно, празднично)

-Недовольно (расстроенно,обиженно) .

5. Заключение.

Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?

Музыкальное занятие.

«Музыкальный момент» Франс Шуберт.

Ход занятий:

(Звучит музыка, дети заходят под музыку Грига «Утро» в музыкальный зал и рассаживаются на свои места).

Муз. р. :

Здравствуйте ребята!

Дети:

Здравствуйте!

Муз. р. :

Мы с вами, любим путешествовать в страну музыки и знакомиться с различными музыкальными произведениями великих композиторов!

Сегодня я вам расскажу про очень талантливого композитора Франца Шуберта и об одном из его произведений.

Приготовили свои ушки и внимательно слушаем.

(Музыкальный руководитель рассказывает краткую биографию композитора и показывает его портрет.)

Звучит произведение Франца Шуберта «Музыкальный момент» фа минор.

Муз. р. : Это удивительной красоты музыка, которая производит самые приятные впечатления!

А назовите мне те слова, которые подсказали бы нам какая эта музыка по характеру.

Дети:

Отрывистая, игривая, светлая, уверенная, бойкая,энергичная, решительная.

Муз. р. :

Действительно, вы назвали много слов, которые подходят для описания этого произведения.

А давайте мы свами представим, что эта музыка рассказывает нам про одного человечка, который попал в неловкую для него ситуацию.

Кто-нибудь из вас знает, что такое неловкость?

Дети:

- Это когда ты что то забыл;

- Когда тебе стыдно;

- Когда у тебя что-то не получается.

Муз. р. :

Близко. Когда человек в чем-то провинился и ему за это стыдно или может быть, он просто очень стесняется.

Давайте снова прослушаем нашу музыку и представим, что наш человечек в такой ситуации.

Как же меняются его эмоции на протяжении всего произведения?

Звучит музыка, музыкальный руководитель останавливает произведение и описывает каждый фрагмент, как изменяется в ней характер.

Вот человек недовольно спорит с кем-то, здесь чувствуется его любопытство, игривость, ясность и легкость. В этой части он, возможно, гордо заявляет о его правоте, спорит, показывает свое высокомерие, решительность. Музыка передает его вспыльчивость. А дальше мы слышим, будто он доказал что он прав, стал бодрым,торжественно ликует, оживился и начал испытывать насмешку над этой ироничной ситуацией.

Ребята, а давайте мы еще раз послушаем и сыграем эту музыку на наших пальчиках. Скажите пожалуйста, в музыке есть акцента, если это громкие, акцентированные звуки, как мы их можем передать?

-Дети хлопают.

Хорошо, а если это тихие звуки?

-Дети пальцем нажимают на ладошку.

Муз. р. Молодцы ребята, все мы вспомнили, попробуем теперь с музыкой.

Дети слушают музыку и выполняют задание.

Муз. р. : Ребята, помните мы с вами играли на музыкальных инструментах,а что если мы сейчас мы их возьмем и попробуем сыграть эту музыку?

Дети: ДА!

Муз. р. : Если тихая музыка, легкая, ясная как наше солнышко, то какие мы будем брать инструменты?

Дети дают всевозможные варианты: коробочка, колокольчик, треугольник.

Муз. р. : А если мы будем делать акценты, покажем торжественность,недовольство, решительность какими инструментами мы сможем их подчеркнуть?

Дети: Бубен, металлофон.

Муз. р. : Действительно, ведь это более яркие инструменты.

Ну что попробуем с вами сыграть?

Дети берут инструменты, просим одного из детей объявить произведение.

Исполняют произведение «Музыкальный момент» Ф. Шуберта

Используемые материалы: Коробочка,треугольник, металлофон, колокольчик, бубен, бубенцы на руку.

Муз. р. : Молодцы ребята, потрудились мы с вами сегодня на славу, теперь время поиграть.

Проводиться игра разминка.

Муз. р. : Ребята скажите, понравилась ли вам музыка, которую мы слушали сегодня? А вам бы хотелось потанцевать эту музыку?

Дети: да!

Выполняются музыкально-ритмические движения с показом руководителя.

Муз. р. : Хорошо ребята, занятие наше подошло к концу. Давайте с вами попрощаемся.

Выполняется распев «До свидания»!

Дети уходят в группу.

Прикреплённые файлы:

proekt_us1as.pptx | 3992,78 Кб
 
Публикации по теме:

Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств Аннотация. В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию эмоционального словаря детей старшего дошкольного.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игрФормирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр Дидактические игры для детей младшего дошкольного дошкольного возраста направленные на развитие мелкой моторики рук могут быть выполнены.

Формирование валеологических основ у детей старшего дошкольного возраста Мы вступили в 21 век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения.

Формирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возрастаФормирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста В нашем ДОУ созданы определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Наши усилия направлены на формирование.

Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической.

Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста. В то время, когда ребенок находится в возрасте.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста" Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 19:57
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД