МААМ-картинки

«Формирование эмоционально-положительных установок к себе и окружающим у детей младшего дошкольного возраста»

елена сергина
«Формирование эмоционально-положительных установок к себе и окружающим у детей младшего дошкольного возраста»

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО в социально-коммуникативном развитии,в дошкольном учреждении необходимо создавать условия для формирования позитивных, доброжелательных отношений между детьми и развития их коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

В социальном становлении ребёнка дошкольного возраста ведущую роль занимает общение со сверстниками. Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим, исключительно важным, причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать, формируется адекватная самооценка. Но, как показывает практика, большинству дошкольников невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Вот почему очень важно помочь ребенку наладить хорошие отношения со сверстниками, научить его правилу: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».

Публикация «„Формирование эмоционально-положительных установок к себе и окружающим у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению ведётся в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Все дети дошкольного возраста раз в неделю посещают групповые тренинги на развитие эмоциональной сферы, формирование произвольности поведения и совершенствование коммуникативных навыков. В своей разновозрастной группе (дети от 3-х до 5-ти лет) ежедневно закрепляем полученные воспитанниками навыки в индивидуальной и групповой работе, направленной на:

• Развитие у детей навыков общения со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

• Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

• Выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Для того чтобы помочь детям настроиться на общение и совместную деятельность, я использую речевые настройки, например, «Я рада видеть вас всех в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть он принесет нам радость. Давайте постараемся радовать друг друга!» или: «Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас всех сохранилось до самого вечера. А для этого будем чаще улыбаться и говорить добрые слова друг другу».

Этюды на имитацию выразительных движений, которые направлены на обучение детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих по особенностям жестов, мимики, движений.

«Раздумье», «Вкусные конфеты», «Грязь».

Дидактические игры «Настроение», «Я люблю свою лошадку», «Гномики», «Мишка отгадчик»

Цель этих игр: дать детям представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении)

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Л. Толстой «Два товарища», Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», В. Викторов «Дружат дети всей земли»

Подвижные игры

«Танцоры и музыканты», «Нам не тесно», которые учат детей избегать ссор, считаться друг с другом, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Игры – инсценировки

«Зайчики и волк», «Зайчик и мишка», которые учат детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику, выразительные движения пальцев рук и жестов.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим.

В общении с окружающими у детей проявляется широкий спектр эмоций – от любви до ярости. Нередко, в совместных играх можно наблюдать такие негативные эмоции, как агрессивность и гнев.

Эффективны для снятия агрессии такие игры, как «Обзывалки», «Тух-тиби-дух» и др., предложенные Н. Л. Кряжевой в книге «Эмоциональный мир».

«Обзывалки»

Предлагаю детям поругаться, но не плохими словами, а овощами, фруктами. «Ты – яблоко, а ты – вишня!» Можно использовать музыку во время звучания музыки свободно двигаются, когда музыка заканчивается, дети разбиваются на пары и «обзывают» друг друга.

«Тух-тиби- дух»

Поделитесь с детьми секретом против плохого настроения. Нужно топнуть ногами, сжать кулаки и громко произнести слова «Тух – тиби – дух»

«Стаканчики злости»

Воспитатель дает каждому одноразовый стаканчик.

–В эти стаканчики злости можно складывать свое плохое настроение. Давайте отправим нашу злость в стаканчик. Покричите в него и крик закройте ладошкой.

–А теперь пойдем к раковинам и смоем водой наше плохое настроение. Дети включают воду и «вытряхивают» содержимое стаканчиков.

Уже в процессе таких игр появляются улыбки и веселый смех, дети надолго расстаются с плохим настроением.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используется «Подушка для упрямок»

Воспитатель говорит: «В этой подушке живут детские упрямки. Это они заставляют тебя капризничать и упрямится. Давай прогоним упрямки».

Ребенку предлагается сильно постучать по подушке. Когда ребенок останавливается, воспитатель предлагает послушать упрямки в подушке. «Все ли упрямки вылезли?»

Чтобы успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции, в группе имеется корзинка с клубочками разноцветных ниток. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Немаловажный атрибут в группе, целью которого является обучение детей разнообразным способам примирения после ссоры – “Кукла Мирилка”. Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования.

В заключение хочется сказать, что работа в данном направлении будет продолжена и надеюсь, что у детей сформируются положительные эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам. Они приобретут умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни.

Литература:

Шипицына Л. М. и др. «Азбука общения»

Кряжева Н. Л. «Эмоциональный мир»

Публикации по теме:

Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование эмоционально-положительных установок к себе и окружающим у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 20:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД