МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»

Юлия Новикова
Опыт работы «Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65 «Лесная полянка»

Статья на тему: «Формирование позитивной, познавательной мотивации

здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»

Выполнила: Новикова Ю. О

2021 г.

«Формирование позитивной, познавательной мотивации

здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»

Публикация «Опыт работы „Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье“» размещена в разделах

Первостепенная задача современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у них навыков здорового образа жизни.

Детский сад является местом активной деятельности ребёнка на протяжении пяти лет. Так как большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, его здоровье зависит от условий пребывания в нём. Поэтому приоритетным направлением моей профессиональной деятельности стало создание условий для формирования у детей позитивной мотивации к здоровому образу жизни.

Ни для кого не секрет, что родители предпочитают воспитывать своего ребенка добрым, интеллигентным, отзывчивым, бережливым ко всему живому, а вопросы, связанные со здоровьем, отступают на второй план. Современную семью мы знаем, как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится именно на плечи родителей.

В настоящее время отмечается рост числа заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детей. Естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Оказание педагогической помощи родителям в вопросах мотивации в здоровом образе жизни считаю своей первостепенной задачей.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, закаливающих процедур, развития культурно-гигиенических навыков.

В чём же актуальность проблемы?

Во - первых: неосознанное отношение детей к своему здоровью;

во - вторых: не на должном уровне сформированы основы здорового образа жизни;

в - третьих: недостаточная компетентность родителей в вопросах формирования потребностей мотивации детей к здоровому образу жизни.

Здоровье ребёнка – важная составляющая воспитания, поэтому позитивная мотивация на здоровый образ жизни необходима как в организованной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, так и в семье.

Стараюсь таким образом организовать процесс усвоения детьми всех компонентов здорового образа жизни, чтобы ребёнок естественно в условиях семьи и детского сада осваивал культуру человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Целью своей работы считаю объединение стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству по формированию знаний детей и воспитанию потребности в здоровом образе жизни.

Прежде чем приступить к организации самостоятельной оздоровительной работы и формированию привычки к здоровому образу жизни мною были изучены современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей и поставлены следующие задачи:

- формировать представления детей о здоровье, о готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с его укреплением и сохранением;

- совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;

- повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми;

- пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка.

Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а родители, учитывая особенности своих детей, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей семья и детский сад становятся двумя основными социальными структурами, которые определяют уровень здоровья ребенка.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, провожу работу с воспитанниками и семьёй в разных направлениях, которые являются логическим продолжением начатой работы с детьми младшей группы: «Я познаю себя», «Правила гигиены и предупреждение инфекционных заболеваний», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Азбука движений», «Питание и здоровье», «Основы личной безопасности и профилактики травматизма»,

«Культура потребления медицинских услуг».

1. «Я познаю себя»

Обучающий компонент: строение организма человека; части тела: о правилах гигиены тела; о приёмах самомассажа; симптомах заболевания; о критериях здоровья.

Формирование представлений : о половых различиях.

Воспитывающий компонент: бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

Ещё тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Упражнения игрового массажа гармонично сочетаются с общеразвивающими упражнениями.

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Игровой массаж является также основой закаливания и оздоровления детского организма.

В систему моей оздоровительной работы с детьми входит использование дыхательной гимнастики. Для тренировки речевого и физиологического дыхания детям нравятся такие игровые упражнения, как «Узнай по запаху овощ, фрукт», «Шарик надуваем и сдуваем», «Футболисты», «Осенние листочки».

2. «Правила гигиены и предупреждение инфекционных заболеваний»

Обучающий компонент: о функции кожи. строение зубов; микробы; взаимодействие

человека с микробами.

Воспитывающий компонент: воспитывать устойчивые культурно-гигиенические

привычки.

Проведя анонимное анкетирование родителей, выяснилось, в семьях довольно часто дети нерегулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

В группе, в зоне познавательной и экспериментальной деятельности, находится современное педагогическое средство – лэпбук. Он изготовлен с помощью родителей. В его содержание входят тематические задания, дидактические игры для развития мелкой моторики, разрезные картинки, помогающие сформировать у воспитанников элементарные валеологические представления, алгоритмы для закрепления культурно-гигиенических навыков умывания, одевания; гимнастики для глаз; упражнения в шнуровке обуви и прочие задания.

3. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Обучающий компонент: значение закаливания на состояние организма человека;

значение физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент: положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в детском саду, и дома. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Родителям раздаём памятки по проведению закаливания.

4. «Азбука движений»

Обучающий компонент: о двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей.

Воспитывающий компонент: воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

Как показал опрос, некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов в день. Подобное времяпрепровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат, и проходит оно, как правило, за счет более целесообразной деятельности – активных движений, прогулки, игры, развлечений. Делаю вывод: в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в детском саду, не восполняется дома.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в группе создана и обогащена развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на интересы, возможности и развитие активной двигательной деятельности каждого ребенка. Спортивный уголок, который включает в себя:

- спортивные снаряды: мячи, обручи, дуги для подлезания, скакалки, мешочки с песком для метания в форме мышат, шнуры разной толщины и длины, канат, плетёные верёвочки; разные мячики для упражнения в равновесии;

- спортивные игры: кегли, кольцеброс, гантели;

- пособия для подвижных игр и игр с правилами: флажки, кубики, маленькие мячики, маски, ленты, дарс;

- для укрепления и развития мышц стопы, пальцев ног, координации движений изготовлены разные массажные коврики, дорожки «здоровья», колючие резиновые мячики.

Ребятам нравится ходить в носочках по дорожке здоровья, массажным коврикам. Учу детей отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Обилие спортивного оборудования на площадке помогают развитию двигательной активности ребят. Дети научились договариваться и сами организуют игры с мячом, скакалкой, кеглями; повторяют подвижные игры, выученные на занятии.

В беседах с родителями выяснила, что, к примеру: их вечерняя прогулка с детьми осуществляется нерегулярно. Около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни.

Работа с родителями позволила оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия.

Данные опроса большинства родителей свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать, что создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днём в детском саду. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье занимает важнейшее место в числе проблем, требующих решения.

5. «Питание и здоровье»

Обучающий компонент: о полезных и вредных для здоровья продуктах; о витаминах в продуктах; использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент: традиции в семье, в организации семейного стола; положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. Даже посещая детский сад, в котором все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, дети всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома.

Очень хорошо, если родители ежедневно интересуются, что и сколько ел ребенок в детском саду и чем его кормить дома на ужин. В домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества.

Объясняю родителям, что только благодаря культуре общения, доброжелательности, условия для воспитания хороших манер поведения за столом, положительного отношения к здоровой пище, вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Дети с удовольствием разбирают картинки о вредной и полезной еде, легко накрывают на стол, рассказывают сверстникам о том, что они ели полезного дома и что было вредной едой.

Характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

6. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма»,

Обучающий компонент: правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент: сознательное отношение у дошкольников к безопасности жизнедеятельности.

В игровой познавательной зоне находятся дидактические игры по основам безопасности жизнедеятельности : «Чтобы не попасть в беду», «Раз, два, три, что может быть опасно - найди», «Так или не так», «Можно - нельзя», «Правильно -неправильно».

7. «Культура потребления медицинских услуг»

Обучающий компонент: обращение с лекарственными препаратами; знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент: устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача и в присутствии родителей.

Дети любознательны по своей природе, и взрослые поощряют и поддерживают их желание открывать для себя что-то новое. Но, когда речь идёт о лекарствах (согласитесь, ведь многие препараты похожи на конфеты по вкусу и по форме, детское любопытство приобретает совсем другой смысл.

Это же относится и к средствам бытовой химии, т. к. современный человек постоянно контактирует с множеством различных веществ: кислотами, порошками.

В беседе с родителями советую, чем занять детей в выходные и праздничные дни, как организовать их самостоятельные игры в домашней обстановке и на свежем воздухе. Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.

Материалы консультаций, буклеты о здоровом образе жизни, рекомендации помещаем в родительском уголке.

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Задача первого подготовительного этапа работы с семьёй : заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию ЗОЖ. На этом этапе сумела заинтересовать родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать, как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.

На втором этапе знакомлю родителей с содержанием и образованием, в соответствии с реализуемой программой развития в совместной деятельности с семьей. Организую работу по подбору методических рекомендаций к созданию здоровье сберегающей среды. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты, проводимые по плану дошкольного учреждения, помогают выявить положительный опыт семейного воспитания и оздоровления детей. Сотрудничество с библиотекой, помогает мне в работе с родителями в подборе литературы для детей по здоровому образу жизни.

На третьем этапе запланировала провести консультации, беседы с родителями, в которых:

- подчеркну роль отца в воспитании детей;

- познакомлю родителей с вариантами изготовления массажных ковриков и дорожек здоровья для детей, организации в домашних условиях детского спортивного уголка.

Происходит формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Это консультации и буклеты на стендах в родительском уголке: «Задачи на дом для мам и пап по ЗОЖ детей», «Здоровый образ жизни в семье», «Как выбрать вид спорта для своего ребёнка», «Физическое развитие ребёнка, с чего начать?», «Закаливание круглый год», «Азбука здоровья», «Вредная и полезная еда».

Продолжим работу по проведению семейных праздников, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей.

Планируем совместную деятельность родителей и детей в пополнении атрибутов для подвижных игр и оформления участка для двигательной активности.

Родители получают не только практические знания, но и учатся отражать детские эмоции, совместно проживая положительные и отрицательные напряженные ситуации. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом рассказываю на собраниях родителей.

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют существенное значение для формирования его здоровья. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Объясняю родителям, что для формирования физкультурно - оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно -пространственной, развивающей среды в домашних условиях.

В некоторых семьях моих воспитанников имеются физкультурно-оздоровительные комплексы, мини - тренажеры, санки, велосипед, лыжи, бадминтон. В своих беседах с родителями говорю, что можно обойтись без тренажера и сетки для метания, но есть одна игрушка, без которой жизнь дошкольника была бы тусклой и бедной. И эта игрушка – мяч, являющийся ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Совместные игры, игровые и проблемные ситуации полезны для социального взросления ребенка и дают возможность родителям поддержать его. У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры.

При успешном выполнении поставленных задач можно получить следующие результаты: постепенное снижение уровня заболеваемости детей; повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы; формирование здорового образа жизни в семье; повышение уровня материально - технического оснащения группы; создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес даёт положительный эффект в работе.

О положительных результатах можно также судить по тому, что процесс занятия спортом для наших воспитанников становится непрерывным. На сегодняшний день многие из наших детей посещают различные спортивные секции и кружки.

В заключении хочется отметить: важно, чтобы любая деятельность имела оздоровительную направленность, а используемые в комплексе игровые задания и упражнения в итоге сформировали бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Используя в своей работе новые методики, я добилась хороших результатов. Получила возможность грамотно направлять детей, учить их активно мыслить.

Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию первых своих открытий.

Всё выше сказанное превращает оздоровительный процесс в увлекательную игру. Основным результатом в работе считаю то, что дети с радостью бегут в детский сад, где получают заряд бодрости и хороший эмоциональный подъем. Мы пройдём этот интересный путь вместе!

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»
Опубликовано: 3 октября 2021 в 22:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД