Получи документы

«Дидактические игры в экологическом воспитании детей» (из опыты работы)

Марина Бурлакова
«Дидактические игры в экологическом воспитании детей» (из опыты работы)

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Публикация «„Дидактические игры в экологическом воспитании детей“ (из опыты работы)» размещена в разделах

Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитываю эмоциональную отзывчивость, формирую умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В дидактических играх с детьми уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Через игры подвожу детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Использую игры для расширения и углубления экологических представлений с учётом тех представлений, которые сформированы у детей дошкольного возраста:

• О многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

• О взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

• О человеке как части природы;

• О культуре поведения в природе.

В Программе воспитания и обучения в разделе по ознакомлению с окружающим ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Для реализации этих задач мы с детьми проводим следующие дидактические игры : «Что сажают в огороде?», «Что где растет?». Цель игры : классификация растений по месту их произрастания. В игре «Вершки - корешки» с детьми закрепляем знания об овощах. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляем знания о временах года. Кроме этого, проводим игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Организуем мы их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. В таких играх закрепляем знания детей об окружающей их природной среде, формируем мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываем любовь к природе, бережное к ней отношение.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настольно-печатные игры : лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

При ознакомлении детей с природой я также использую дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры проводжу как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры я использую повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Провожу их с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучиваем природоведческие словесные игры по правилам, общим для всех дидактических игр. В младших группах на первом этапе игру проигрываем вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же реалию. При повторной игре сообщаю дополнительные правила. На втором этапе выключаю себя из активного участия в игре, руковожу со стороны, направляю игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Игровые упражнения. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Игры-занятия («Путешествие в лес», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Использую игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даю как часть занятия.

Дидактические игры провожу с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход кукол, сказочных персонажей, которые объясняют правила игры, следят за их соблюдением, поощряют ребят.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение мной элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

Обобщая все выше представленное, я сформулировала следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию.

Консультация «Роль подвижной игры в экологическом воспитании дошкольников» Природа – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте Главной целью экологического воспитания является.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Организация экологической тропинки Наш детский сад «Кунчээн» эколого-оздоровительное.

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная.

Реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей» План. Стр. Введение 2-3 1. Экологическое воспитание в педагогике. 3-5 2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей. 5-9 Заключение.

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей».Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей». Родительское собрание в подготовительной группе. Тема:, Роль семьи в экологическом воспитании детей”. Цель: - повышение уровня экологической.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактические игры в экологическом воспитании детей» (из опыты работы)
Опубликовано: 1 июня 2017 в 06:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД