Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о времени у детей седьмого года жизни

алла уварова
Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о времени у детей седьмого года жизни

В дошкольном возрасте закладываются первоначальные представления о времени. Старший дошкольный возраст – особенно ответственный период усвоения времени. В детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Детям жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, чувствовать длительность, чтобы планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о времени у детей седьмого года жизни» размещена в разделах

Психолого-педагогические исследования показали: развитие представлений о времени в дошкольный период – необходимое условие успешного обучения в школе [Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Л. Д. Драголи ]. Эти навыки, представления позволяют детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, а это в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность. Вопросы развития представлений о времени у детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом изучения отечественных ученых.

Старший дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап логического, понятийного знания времени. Понятия – это форма научного познания, которая отображает объекты в их общих существенных признаках, свойствах и закрепляет эти знания об объектах в специальных терминах, знаках. Логическая форма отражения времени тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы, т. е. со словами. Поэтому ученые и практики отмечают, что важно уделять максимум внимания активизации словаря детей, включению в него специальной «временной» терминологии, слов, характеризующих различные периоды, этапы и даже некоторые свойства времени (было, есть, будет – текучесть; вчера, сегодня, завтра - необратимость). Физиологическая основа чувственного восприятия времени - условные рефлексы. Формирующийся, например, уже в первые месяцы жизни ребенка рефлекс на время кормления свидетельствует о появлении чувства времени на длительность интервалов, установленных между кормлениями. Это и есть начальный этап ориентировки во времени – первосигнальный характер, который, согласно исследованиям А. М. Фонарева, можно выработать в период внутриутробного развития плода, тогда к рождению ребенок будет иметь уже первоначальную чувственную ориентировку на кормление.

Если давать детям образцы определенных промежутков времени, они легко могут усвоить и использовать их (пусть и не вполне точно). Однако без соответствующего обучения даже у детей 6-7 лет представления о длительности небольших отрезков времени не возникают.

Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются опять- таки на собственные действия – утром умываются, завтракают, днем играют, занимаются, обедают, вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра». Дети долго не могут освоиться с их относительностью, не могут понять, как то, что было «вчера», превратилось в «сегодня».

Ребенок – существо эмоциональное, и это также есть одна из причин, почему у него медленно развивается восприятие времени. Уточнение времени достигается постепенно, по мере наполнения отдельных отрезков дня определенным конкретным содержанием: «Мы гуляем 2 часа», - говорит ребенок, повторяя вначале лишь слова, cказанные воспитательницей; но поскольку изо дня в день прогулка длится 2 часа, то этот промежуток времени приобретает уже некоторый конкретный смысл: «Иди на часок погулять», - говорит мать, отправляя ребенка перед сном подышать свежим воздухом; если это делается систематически, то час приобретает некоторое реальное содержание.

Один из методов воспитания и обучения дошкольников – дидактическая игра. Принято считать дидактическую игру как игровой метод обучения, однако значение дидактических игр значительно увеличивается, если рассматривать их не только как игровой метод обучения, но и как метод всестороннего воспитания детей, как воспитывающего обучения. С помощью дидактических игр воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, развивает мышление и речь, память, внимание. Наряду с этим формируется личность ребенка, закладываются основы таких важных черт характера как доброта, отзывчивость, дружелюбие, честность, скромность, дисциплинированность. В дидактических играх развивается воля, коллективизм, а во многих – и чувство юмора.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она дает определение дидактическим играм и занятиям : «Дидактическими мы называем игры и занятия, связанные с определенной дидактической целью и требующие соответствующего дидактического материала.

Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм условно названа игровой проблемно – практической ситуацией. В чем суть? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определенным логично построенным порядком выполнения действий. Создает особые условия, которые побуждают ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически, анализируя каждый из них. Игровая проблемно – практическая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность. Использование таких ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждая ситуация имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.

Формирование у детей элементарных представлений о времени педагогика рассматривает как составную часть всестороннего, гармонического и прежде всего интеллектуального развития. По мере их усвоения развивается способность определять длительность той или иной деятельности, соотносить ее с днем, неделей, месяцем. Постепенно конкретные временные связи обобщаются.

В основу построения методики формирования, предложенной Н. Е. Вераксой, положен анализ психологического механизма построения и использования единых временно – пространственных представлений, который показал, что необходимое условие функционирования таких представлений – наличие определенного опыта ориентировки в пространственных и временных отношениях объектов. Образование и успешное применение этих представлений становится возможным только тогда, когда ребенок, ориентируясь на расположение предметов в пространстве и порядок наступления событий, строит систему отсчета, в которой отражены не только пространственные, но и временные отношения и где в качестве начала отсчета выступает линия, на которой пространственные отношения переходят во временные. Методика представляла собой серию усложняющихся задач, в процессе решения которых должен был произойти переход от узкой ориентировки только на взаиморасположение объектов к ориентировке с учетом наступления событий, т. е. переход к использованию единых временно – пространственных представлений.

Поскольку ведущим познавательным процессом у дошкольников являются образное мышление и воображение, то любой новый материал лучше всего усваивается ими при его образной подаче. Поэтому и знакомство детей с категорией времени, формирование у них временных представлений тоже будет происходить с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включающий предметно – практическую деятельность, собственный опыт ребенка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные бытовые или режимные задачи на время и соотносить временные понятия как с собственной деятельностью, так и с занятиями сверстников, родителей и других взрослых. В огромном большинстве случаев попутно, без натаскивания, без специальной учебы ребенок легко и радостно, постепенно овладевает сложным знанием при условии самого широкого использования часов окружающими, особенно в соблюдении точного режима в семье и в детском саду в отношении питания, прогулки, сна; при условии внимательного отношения к интересам и запросам ребенка, к общему его «математическому» развитию и, конечно, при наличии богатой и содержательной жизни.

В течение дня педагог имеет возможность неоднократно определять различные временные отрезки и характер занятий детей : «Утром дети умываются, одеваются, завтракают. Мы уже позавтракали – теперь уже день. Днем папы, мамы – все работают, и мы будем заниматься. Сейчас день – будем рисовать, а потом играть». И так переход от одного вида деятельности к другому воспитатель связывает с временем, постепенно формируя понятие – время. Беседуя с отдельными детьми, с небольшими группами, педагог просит сказать, что дети делали днем, когда было светло, и сам помогает им рассказать: вначале занимались – рисовали, потом играли, потом ходили гулять, обедали, отдыхали. Таким образом, воспитатель учит детей на материале их жизни устанавливать последовательность временных отношений. В вечерние часы, провожая детей, воспитатель говорит: «Уже вечер, папа и мама пришли домой, и детки вечером уходят из детского сада. После вечера будет ночь, вы поспите, отдохнете и утром опять придете в детский сад. Я вас буду ждать». Фиксируя внимание на смене временных отрезков, педагог воспитывает практическую ориентировку на время и во времени. Воспитатель учит детей действовать одновременно и последовательно, вводит эти термины и учит руководствоваться ими в играх, занятиях, в быту.

Дидактические игры и упражнения также являются распространенной формой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста. Например, А. И. Сорокина отмечает, что в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель указывает, что все дети – воробышки – в одно время (одновременно) вылетают из гнездышек. А автомобиль может гудеть только после того, как воробышки разлетелись в разные стороны.

В игре «Чей домик» дети подают голос по очереди, а не в одно время. Слова «в одно время» - «одновременно» или «по очереди», «последовательно» приобретают сигнальное значение лишь тогда, когда они отражают условие игры, организуют действие, но по мере овладения действием оно замещается словом.

А. И. Сорокина отмечает, что в практике создано множество специальных дидактических игр, требующих ориентировки на время. К ним относятся игры типа «Кто быстрее» : «Кто быстрее соберет игрушки», «Кто быстрее добежит до (определенного места) и принесет флажок», «Кто правильно по порядку назовет дни недели, месяцы». Решение поставленной игрой задачи требует умения чувствовать ход времени. В сложном процессе усвоения слова, знания и поведения. Усвоение представлений о времени, чувство времени позволяют ребенку ориентироваться в режиме дня, в последовательности действий, в определении того, что есть, что было, что будет. Дети постепенно учатся соотносить работу, игры, прогулки со временем, «управлять своим временем».

М. Н. Перова также считает, что одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к обучению является дидактическая игра. «Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше». Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

В. П. Новикова рекомендует проводить дидактические игры с раздаточным материалом: на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста необходимо систематизировать их знания о временах года и их последовательности. Для закрепления этих знаний можно провести игру «Когда это бывает?», после того как дети выполнят задание, педагог предлагает им отгадать загадки о временах года, в ответ дети демонстрируют карточки, а затем объясняют, почему они так думают. Закрепить знания детей о последовательности дней недели можно в игре «Отгадай, какой день недели?», «Какой день недели спрятался?». В игре «Круглый год» можно закрепить знания детей о последовательности месяцев, после выполнения задания дети также отвечают на вопросы. Детей седьмого года жизни необходимо познакомить с часами, закрепить знания детей можно в игре «Который час?» .

Дети очень рано начинают проявлять интерес к часам. Их привлекает бой стенных часов, движение маятника, звон будильника, ручные часы отца, матери, воспитательницы. Их занимают действия взрослых: часы заводят, на них смотрят, к ним прислушиваются, что – то при этом говорят. Опыт ребенка продолжает обогащаться, он замечает и устанавливает некоторую последовательность в поступках окружающих его людей: вот мать посмотрела на часы и стала торопить старшего брата: «Одевайся, пора в школу, уже семь часов».

Т. А. Шорыгина предлагает использовать занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев авторских сказок. В ходе занятий дети получают представления о времени и измеряющих его величинах: годе, месяце, неделе, сутках, часе, минуте и секунде. Знакомятся с различными видами часов и календаре.

Е. И. Щербакова и О. О. Фунтикова отмечают, что педагогический опыт убеждает: чем чаще, чем более грамотно воспитатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти знания. Детям разных возрастных групп на занятиях они рекомендуют показывать различные модели: для старших возрастов создали объемную модель в виде спирали. Объемная модель позволяет наглядно показать динамику и основные свойства времени : одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. Основа объемной модели – спираль, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывает движение, изменение процессов, явлений во времени. Проведенное исследование показало целесообразность применения объемной модели времени только в старших возрастных группах – со второй половины учебного года.

Т. В. Владимирова говорит о необходимости дать дошкольнику системное представление о времени. По мнению автора, ознакомление с этим сложным объектом идет через рассмотрение и фиксацию некоторых признаков времени, которые определены и приняты в научной картине мира. Содержание этого раздела работы обычно сводится к знакомству детей с отрезками времени (утро, ночь, день, вечер, сутки, неделя, месяц, их последовательности и с действиями приборов, фиксирующих движение времени. Стратегическое направление обучения – ознакомление со свойством времени через его преобразование.

А. В. Белошистая отмечает, что процесс формирования представлений о времени осложнен для ребенка большим количеством понятий, которые он должен просто выучить наизусть и научиться применять, что достигается путем многократных повторений до полного запоминания. Кроме того, время – это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно : в отличие от массы или длины его нельзя потрогать или увидеть. К началу школьного обучения у детей формируются временные представления в результате практической деятельности, связанной с учетом длительности процессов: выполнение режимных моментов дня, ведение календаря погоды, знакомство с днями недели, их последовательностью; дети знакомятся с часами и ориентированием по ним в связи с посещением детского сада. На занятиях автор предлагает активно использовать дидактические упражнения, совмещая их с небольшими инсценировками, чтением художественной литературы и загадыванием загадок.

Т. Д. Рихтерман рекомендует в подготовительной группе закреплять знания детей о таких временных отрезках, как утро, день, ночь, сутки, неделя, даются представления о месяцах, числах. На занятиях закрепляются названия дней недели, их очередность, название и очередность месяцев и времен года. Для решения этих задачи автор предлагает использовать различные пособия, такие, как «Календарь», «Неделя», «Времена года». При формировании у детей чувства времени прежде всего нужно показать необратимость времени, научить детей беречь и ценить его. По мнению автора, для этого необходимо упражнять их в умении различать длительность минуты, пяти минут, учить, что можно сделать за тот или иной отрезок времени, например, во время одевания

Т. Д. Рихтерман отмечает, что при обучении временным представлениям нужно широко использовать дидактические игры. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии. Авторы рекомендуют использовать на занятиях дидактические игры, такие как, например, «Живая неделя», «Назови соседей», «Покажи, какое время» и др.

Автор утверждает, что при формировании представлений о времени наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно – печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях и вне их, настольно – печатные, как правило, в свободное от занятий время. Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребенок получает вначале вне игры, а в ней лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Дидактическая игра как метод обучения и формирования представлений о времени предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр, игровых приемов, органичное сочетание игровых и дидактического начала в виде руководящей и обучающей роли взрослого и высокой познавательной активности детей.

Т. И. Ерофеева рекомендует для ознакомления детей с временными ориентировками проводить сначала беседы – рассказы, а затем для усвоения и закрепления знаний проводить различные дидактические игры. Такие как «Живая неделя», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев].

Основным свойством времени является длительность. «Когда» и «Как долго» уже с самого раннего детства приобретает для ребенка актуальное значение, - выражает мнение Ф. Н. Блехер. Развитие у детей представлений о времени теснейшим образом связано с эмоциональными переживаниями ребенка. Развивая представления о времени воспитатель опирается на конкретный личный опыт ребенка: иногда проводит коротенькую беседу на тему «Когда мы что делаем?»; читает детям книжки, стихи. С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать увлекательные занятия с календарем, знакомить детей с часами. Дидактическая игра приобретает значение только при том условии, если с детьми проводятся каждодневно работа по уточнению у них представлений о времени и умении его измерять. Автор предлагает использовать игры : «Наш день», «Времена года», «Который час»; словесные игры «Наоборот», придумать предложение на предложенное слово, рассказ на слово, дополнить предложение; предлагает задавать детям вопросы и загадывать загадки.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Игры должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний.

М. К. Сай подчеркивает, что дети седьмого года жизни в дидактических играх не механически запоминают, а осмысливают, как лучше и какие применять полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У старших дошкольников развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе. В подготовительной группе на занятиях и в индивидуальной работе с детьми по математике широко используются дидактические игры. Для закрепления программного материала автор предлагает использовать игры «Времена года», «Наоборот». В играх «Который час», «Наш день», «Дополни предложение», «Дни недели», «Продолжай», «Когда это бывает», «Было – будет», «Вчера, сегодня, завтра», «Кто работает днем» также совершенствуются представления детей о временных понятиях.

Л. В. Артемова утверждает, что удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенным предметом, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.

При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью, - считает автор, формируются, уточняются и закрепляются временные представления. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятиях. Успешность усвоения и закрепления представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка ответов, спокойная, деловая, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируется и направляется педагогом.

В настоящее время многие ученые, психологи и педагоги придают большое значение дидактическим играм и упражнениям, рекомендуя активно использовать их на занятиях (Т. В. Владимирова, И. Кононенко, Е. Н. Лебеденко, В. П. Новикова, М. Н. Перова, А. И. Сорокина, М. К. Сай, Е. И. Удальцова). Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

При формировании временных ориентировок предлагается широко использовать различные виды наглядности: карточки, символы временных эталонов, а также словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы (Ф. Н. Блехер, В. В. Волина, Р. И. Чуднова, Т. А. Шорыгина и др.).

Использовать модели разных видов часов, игровые проблемно-практические ситуации предлагают Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, Л. С. Метлина, Т. Д. Рихтерман, Р. И. Чуднова и др. Формировать представления и понятия о времени с помощью объемной модели советуют Е. И. Щербакова, О. Фунтикова, Н. Локоть.

Совмещать дидактические упражнения с небольшими инсценировками, чтением художественной литературы и загадыванием загадок предлагает А. В. Белошистая, Т. И. Тарабарина и др.

Таким образом, к настоящему времени учеными и практиками разработаны разнообразные методы и приемы формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о времени у детей седьмого года жизни
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 21:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД