Людмила Ушенина
Деятельность специалистов по раннему выявлению детей с ОВЗ в условиях консультативного пункта
▼ Скачать + Заказать документы
«Деятельность специалистов по раннему выявлению детей с ОВЗ в условиях консультативного пункта»
Составитель: учитель-логопед: Ушенина Л. А.
Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие образовательных услуг изменившимся потребностям людей, их сообществ, государства. Достижение социального равенства в получении образования возможно через расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями в условиях общего, интегрированного образования и оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Публикация «Деятельность специалистов по раннему выявлению детей с ОВЗ в условиях консультативного пункта» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
В нашем ДОУ создан консультативный пункт (с 2015 года, с целью оказания психолого- педагогической помощи семьям, поддержки всестороннего воспитания, развития детей от 1,6 лет до 7 лет, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Консультативный пункт создан с целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи консультативного пункта:
• оказание консультативной помощи родителям
(законным представителям) и повышение их психолого- педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
• диагностирование проблем в развитии детей (по запросу родителей) и оказание помощи по их решению;
• оказание помощи в коррекции детско-родительских отношений, содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) ДЕТЕЙ 1,6 -7 ЛЕТ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ;
• ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей, ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ.
Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов:
Учитель – логопед:
• проводит углубленное логопедическое обследование для определения уровня речевого развития ребенка, структуры и степени выраженности речевого дефекта, если таковой имеется;
• оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) с целью профилактики и устранения речевых нарушений ребенка, обучает применению специализированных приемов по исправлению имеющихся нарушений речи.
Педагог – психолог:
• консультирует родителей по вопросам возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста; готовности к обучению в школе;
• по запросу родителей проводит индивидуальную психологическую диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному обучению и развития познавательной деятельности.
Педагог – дефектолог:
• по запросу родителей проводит индивидуальную диагностику ребенка;
• выявляет уровень актуального развития, соответствие актуального развития возрастному развитию ребенка.
Основными формами деятельности Консультативного пункта является
• организация очно индивидуальных и групповых консультаций по запросам родителей (законных представителей);
• организация заочного консультирования по письменному или устному обращению;
• проведение лекториев, теоретических и практических психолого-логопедических семинаров, мастер-классы, тренинги, (для родителей и законных представителей с привлечением специалистов ДОУ согласно утвержденному графику ежемесячно);
• публикации на сайте ДОУ, в периодической печати, выпуск буклетов, листовок и т. д).
• коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей);
• совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком;
Консультирование родителей (законных представителей) проводится одним или несколькими специалистами одновременно.
Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей) в отдельном изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. По ее окончании даются устные рекомендации специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, осуществлявшего консультирование.
На первичной консультации проводится беседа сотрудника Консультативного пункта с родителями (законными представителями) по заявленной проблеме; установление контакта с ребенком; диагностика ребенка с учетом оговоренной проблемы.
По результатам первичной консультации:
• может быть назначена дополнительная консультация или проведено повторное обследование ребенка специалистами Консультативного пункта;
• родители (лица, их заменяющие) получают рекомендации специалиста, осуществлявшего консультирование;
• ребенок направляется к другим специалистам медицинского профиля.
Ранняя диагностика позволяет:
- своевременное выявление нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
-устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения и коррекционно-педагогической помощи;
- выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста).
Построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;
- более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;
- значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды;
- обязательное включение родителей в коррекционный, образовательный и коррекционный процесс и их особая целенаправленная подготовка силами специалистов.
Для работы Консультационного центра ДОУ разработаны и ведутся следующие документы: план работы КП, журнал регистрации оказания методической, диагностической и консультативной помощи, журнал предварительной записи родителей, журнал учета работы педагогов на КП.
Таким образом, узкие специалисты нашего учреждения в рамках диагностического направления работы проводят комплексный сбор данных о ребёнке (информация о родителях, ближайшее окружение, медицинский анамнез, уровень актуального развития). В рамках коррекционного направления работы с детьми нашего ДОУ составляют индивидуальные маршруты развития ребенка, составляют индивидуальные комплексные программы занятий, реализуют эти программы.
Помощь родителям на К/П оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный пункт или договориться о встрече с конкретным специалистом дошкольной организации.
При посещении консультативного пункта детей и родителей из других образовательных учреждений, либо детей, не посещающих детские учреждения, специалистами даются рекомендации и оказывается необходимая специальная и психолого-педагогическая помощь.