Получи документы

Проект «Чудо-игрушка от русских мастеров»

Вероника Лобанова
Проект «Чудо-игрушка от русских мастеров»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62 «Золотая рыбка» г. Балаково Саратовской области.

П Р О Е К Т

«Чудо-игрушка от русских мастеров».

Выполнили:

Челобанова Л. А. ,

2019г.

Цель работы: изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.

Для достижения цели, я должна решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Найти и изучить основные особенности и отличительные черты дымковской игрушки;

3. Изготовить из глины дымковскую игрушку.

Публикация «Проект „Чудо-игрушка от русских мастеров“» размещена в разделах

4. Формировать любовь и интерес к народному искусству.

Вид проекта : индивидуальный, творческий.

Объектом исследования является – дымковская игрушка.

Предмет исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки.

План исследования:

• Где родилась дымковская игрушка?

• Как возник этот вид промысла?

• Для чего нужны дымковские игрушки?

• Особенности производства дымковской игрушки.

• Возрождение дымковской игрушки.

• Порядок лепки игрушки.

• Ознакомление с характером росписи игрушек.

1. Введение:

Изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

Нет в ней цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2. Из интернета мы узнали, что история глиняных игрушек в России уходит своими корнями в далекий десятый век. Глиняные фигурки были в ходу еще до прихода христианства на территорию Древней Руси. Тогда подобные изделия из глины носили религиозный характер и выполнялись в виде изображений богов. Археологи во время раскопок обнаружили множество таких глиняных фигурок на территории крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т. д. Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи и обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день.

Дымковская глиняная игрушка – это самый яркий народный промысел Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки.

село Дымково

река Вятка

3. Из дополнительной литературы я узнала, что первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи». Он проводился в честь убитых в битве 1418 года между вятичами и устюжанами.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – “Свистопляска”,

Город весь пустился в пляс!

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями

свистулька превращалась то в уточку

То в петушка.

То в коня.

Кони глиняные мчатся:

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

То в барыню.

Посмотри, как хороша -

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Изготовляли игрушку в Дымково целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. В орнаменте встречаются простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетки. Круг – символ солнца, точка – звёзды, волнистая линия – река, прямая линия – дорога.

В XIX веке в слободе Дымково жили и работали от 30 до 50 семей, которые изготавливали игрушки. Складывались целые династии.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находятся как люди, так и животные, как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Вывод: мы должны помнить историю становления народных промыслов, так как это часть нашей русской культуры.

4. Этапы изготовления игрушки:

Сначала игрушку лепят.

Потом отправляют в печь.

• Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие

звонкие. Их покрывают белилами, затем начинают разрисовывать.

И выходят из-под кисточки узоры: кружочки,

прямые и волнистые полоски, клеточки,

пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит

ярко-ярко.

Краски малиновые, красные, зеленые,

желтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как

в хороводе!

Вывод: В росписи игрушек присутствуют знаки, которые несут глубокий символический смысл. В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

5. Практическая часть.

Первый этап.

Прежде чем начать изготовление игрушки из глины, мы сделали эскиз на альбомном листе. Для изготовления игрушки из глины понадобилось 2-3 эскиза.

Второй этап.

Разукрашивание рисунка гуашью. Мы не случайно выбрала для росписи краску – гуашь, так как она хорошо ложится на глиняную гладкую поверхность. Мы выбрали также яркие цвета для игрушки: красный, синий, оранжевый и коричневый.

Третий этап.

В тазике руками размешивают глину до пластичного состояния, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто.

Четвертый этап.

Лепим по эскизу фигурку из глины.

Пятый этап.

Слепленная нами фигурка должна высохнуть за 2 – 3 дня. Грунтовку выполнила гуашевыми белилами. Грунтовку наносила кистью. Когда игрушка высохнет, она станет совсем белой.

Шестой этап.

Накладывем роспись на глиняную игрушку. Для этой росписи используем контрастные сочетания ярких цветов гуаши. По нашнму эскизу старались мы разукрашивать игрушку.

Моё творчество!

Вывод: изготовлением наших работ мы доказали, что это процесс трудоёмкий, требующий усидчивости, воображения и эстетического вкуса.

6. Заключение:

В магазинах продаётся достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. В ходе работы мы познакомились с произведениями народных мастеров. Мы узнали откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Для лепки использовали глину. Буем пополнять коллекцию дымковских игрушек.

Публикации по теме:

«Креативная игрушка» и «Чудо-символ-2017»«Креативная игрушка» и «Чудо-символ-2017» В преддверии Нового года,в нашем районе был обьявлен конкурс "Новогодняя игрушка 2017",в номинациях "Креативная игрушка","Чудо символ" и.

Фотоотчет о конкурсе «Чудо-игрушка своими руками»Фотоотчет о конкурсе «Чудо-игрушка своими руками» Фотоотчет конкурса «Чудо - игрушки своими руками» В образовательных учреждениях сейчас очень популярны конкурсы. А к Новому году готовятся.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, мой первый опыт в создании лэпбука. Надо сказать, что приглядывалась я к лэпбукам давно, но.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Педагогический проект «Что за чудо эти сказки»Педагогический проект «Что за чудо эти сказки» Проблема: С развитием информационных технологий, загруженности родителей на работе, снизилась возможность чтения детям сказок, художественной.

Педагогический проект «Чудо-огород» Актуальность проекта Ранний возраст - самое благоприятное время для знакомства детей с окружающим миром. В этот период закладывается позитивное.

Проект «Моя любимая игрушка» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта Творческий, групповой. Продолжительность проекта Краткосрочный (2 недели). Участники проекта Дети старшей группы,.

Проект «Чудо-огород в деревне Урожайкино» Проект, огород на территории детского сада Чудо - огород в деревне «Урожайкино» Актуальность: Мы живем в небольшом городе Лесосибирске,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудо-игрушка от русских мастеров»
Опубликовано: 18 августа 2020 в 13:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД