Оксана Фарух
Знакомство с некрасовскими казаками
▼ Скачать + Заказать документы
Казачьему роду нет перероду
Цель: продолжать пополнять знания детей о казаках, начать формировать представление о некрасовских казаках, их истории появления на Ставрополье, традициях и культуре; развивать познавательные способности, интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, воспитывать уважение к русским традициям, патриотизм.
Темочки:
Материал и оборудование: проектор, ноутбук (планшет или фоторамка, подборка ярких слайдов о казаках, в том числе и некрасовских, карта Краснодарского края, Ростовской области, Турции, Ставропольского края (Левокумский район) ансамбля и музея «Некрасовские казаки», указка.
Предварительная работа: разучивание детской казачьей игры
Ход: Дети заходят в группу под отрывок фонограммы песни ансамбля «Некрасовские казаки». В это время на экране монитора идет слайд-шоу с изображениями поющих, танцующих казаков.
Воспитатель пританцовывает на казачий манер, побуждая детей присоединиться.
Музыка стихает и дети садятся на стульчики перед монитором с изображением казаков.
Воспитатель: Ребята, я заметила, что вы обратили внимание на красивые и необычные слайды. Вы узнали, кто это?
Дети: Это казаки.
Воспитатель: Совершенно верно. Как вы догадались?
Дети: По внешнему виду: по одежде, по усам, по оружию и т. п.
Воспитатель: А вы помните о том, что казаки бывают разные? Уральские, запорожские, терские… Какие еще?
Дети: Волжские, кубанские, донские.
Воспитатель: Да. А называют так казаков по месту их расселения. Посмотрите на карту. (Открывается слайд с картой Краснодарского края).
Здесь, в Краснодарском крае живут кубанские казаки. Видите, в этом крае протекает большая река по названию Кубань. Какие казаки живут здесь?
Дети: Здесь живут кубанские казаки. (2 повтора)
(Слайд меняется на карту Ростовской области)
Воспитатель: А эта карта Ростовской области. Видите эту голубую ленту (реку? Это река Дон. Подскажите, какие казаки могут здесь проживать?
Дети: В этой области живут донские казаки.
Воспитатель: Умницы! А сколько о донских казаках интересных историй! Хотите узнать об одной из них?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда, рассаживайтесь удобней.
Давным-давно жил донской казак. Звали его Игнат Некрасов. Недоволен был Игнат Некрасов царским правлением. Мол, обижает царь казаков. Стали казаки трудно и бедно жить. Собрал Игнат Некрасов отряд из донских казаков и повел их против царского войска. Но, силы были неравные, и царское войско жестоко расправилось с казаками.
После подавления восстания, спасая оставшихся казаков, Игнат Некрасов увел их вместе с семьями, пожитками, оружием и конями с Дона на (меняется слайд на карту Краснодарского края) Кубань.
Но, и там войска царя не давали казакам спокойно жить : обрабатывать землю и растить детей. Поэтому, казаки уходили все дальше и дальше за море, в Турцию. Там и начали новую жизнь на берегу озера, близ Мраморного моря
(показать на карте). Там они пахали землю и ловили рыбу.
Казаки избрали Игната Некрасова своим атаманом и стали называть себя некрасовцами. Так в Турции образовалась община некрасовских казаков.
-Как себя стали называть донские казаки?
Дети: Они стали называть себя некрасовцами.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что их атаманом был Игнат Некрасов. Он их спас от царского войска.
Воспитатель: Жители Турции относились к общине некрасовских казаков по-доброму. Очень уважали их за честность и трудолюбие. И, конечно, в общине были свои законы, которые каждый казак, каждая казачка и каждый казачонок должны были непременно соблюдать. И если кто-то нарушал эти законы, то их строго наказывали. Законы, которые написал Игнат Некрасов, помогли казакам выжить на чужой земле, сохранить свой язык, свою культуру и традиции.
Но шло время. Сменялись люди, сменялись атаманы. И однажды, пришли казаки к своему атаману с просьбой покинуть Турцию и вернуться на родину в Россию.
Несразу некрасовским казакам удалось вернуться на родину. Несколько лет шли переговоры с Россией. И вот, наконец, теплоход под названием «Грузия» отплыл от турецких берегов и привез в российский порт ровно тысячу казаков. Для всех казаков это было большой радостью. Взрослые пели, а дети играли, уже на родной земле. Хотите поиграть в казачью игру?
Дети: Да, хотим!
(Далее проводится народная казачья игра «Пружина»)
Правила игры: Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками, команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому удается перетянуть команду соперников на свою сторону.
Воспитатель: Молодцы, вы играете, как настоящие казачата! А интересно ли вам будет узнать, как сложилась судьба казаков-некрасовцев в России?
Дети: Да!
(Открывается карта Ставропольского края)
Воспитатель: Узнаете карту?
Дети: Да! Это карта Ставропольского края.
Воспитатель: Верно. Сложилось так, что казаков-некрасовцев поселили в Левокумском районе Ставропольского края. Здесь они стали виноградарями и огородниками. Много трудились и за это их уважали.
С тех пор прошло очень много лет. Но, по сей день казаки-некрасовцы стараются соблюдать заветы Игната Некрасова, жить честно, трудиться, помогать друг другу, уважать старших, сохранять свой язык, традиции и культуру.
Чтобы всегда помнили историю казаков-некрасовцев, они организовали свой музей
и ансамбль «Некрасовские казаки». (Показать слайды)
Этот ансамбль выступает с концертами по всему миру.
И, конечно, у нас на Ставрополье каждый год проходят праздники, которые не обходятся без казачьих угощений, песен и танцев. Так отмечают возвращение казаков-некрасовцев на родную землю.
Итог: Понравилась вам история некрасовских казаков? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Почему донским казакам пришлось покинуть Россию и перебраться в Турцию?
Как стали называть себя казаки? Почему?
Что старались сохранить, не утратить некрасовские казаки?
Как учил жить атаман Игнат Некрасов?
Как они вернулись в Россию?
Где сейчас живут некрасовские казаки? Чем занимаются?
Как на Ставрополье отмечается возвращение некрасовских казаков на родину?
Воспитатель: Молодцы! А чтобы вы еще хотели узнать о казаках-некрасовцах?
Дети: В каких домах живут, какую носят одежду и т. п.
Воспитатель: Хорошо, в следующий раз мы с вами отправимся в гости к казакам-некрасовцам и узнаем, в каких домах они живут и как одеваются. А сейчас все свободны, можете поиграть.