Приложение МААМ

«Великие мореплаватели» — ознакомление с окружающим миром (3 фото)

Альбина Карелина
«Великие мореплаватели» — ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область – Познание

Вид деятельности – Познавательно-исследовательская, продуктивная

Программное содержание:

Формировать представления детей о Земле. Закрепить понятия о том, что на нашей планете много разных стран и континентов. Развивать умение ориентироваться по карте, находить материки.

Подвести к пониманию того, что мечты связаны с потребностями и стремлениями человека, что многие мечты сбываются. Расширять кругозор детей: познакомить с первыми мореплавателями.

Воспитывать чувство гражданственности, уважения к подвигу наших предков.

Публикация «„Великие мореплаватели“ — ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах

Материал:

карточки для реки времени, игра «Соедини точки», карточка «Расшифруй транспорт», картонные заготовки для строительства парусника; атрибуты к сюжетно-ролевой игре –бинокли, карта, компасы, бескозырки; магнитофон, диск с песней «Чунга - чанга»; телевизор, ДВД – плеер, видео - сюжет об Индии; карта, корабли- мелкие игрушки, цветные мелки.

Ход:

1. Организационный момент

-Людям свойственно мечтать, наши далёкие предки мало знали о планете, на которой мы живём.

- Как называется наша планета? (Земля)

- на протяжении многих веков люди мечтали своими глазами увидеть необъятную нашу землю, познать, что находится за её пределами. Они мечтали о великих путешествиях и их мечтам было суждено сбыться. А хотите мы с вами отправимся в кругосветное путешествие?

2. Словесная игра «На чём люди путешествуют?» (ответы детей)

- А на каком транспорте мы можем осуществить свою мечту в

наши дни?

3. Проблемная ситуация «На чём можно было путешествовать в те далёкие времена?»

4. Река времени (работа детей с карточками)

Ещё с давних времён для продвижения по воде люди использовали (деревья). Наши предки – славяне, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли концы, получался (чёлн - лодка-долблёнка).

Жители далёкого севера – эскимосы и чукчи, сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка – каяк. Древние жители южной Америки пробовали плавать по океану на (плотах). Первые суда были оснащены (вёслами). Со временем на смену вёслам пришли (паруса). Первые корабли были небольшие, постепенно размеры кораблей увеличились, прибавились паруса на мачтах, что улучшило подвижность корабля и позволило покрывать большие расстояния.

Затем люди изобрели паровую машину и поставили её на корабль вместо парусов – дует ветер или нет, такой корабль идёт полным ходом. А в наше время корабль похож на большой город- ему не страшны никакие штормы. И люди ещё больше мечтали о дальних путешествиях, они хотели узнать всё о существовании других земель.

- А как называется часть суши, окружённая водой? (материк)

-Сколько у нас всего материков? (6)

- А какие материки вы знаете, мы увидим, когда вы найдёте их на своих карточках.

5. Игра «Соедини точки» (материки)

Итак, цель нашего путешествия стала ясна, мы должны с вами побывать на всех материках. А на каком же транспорте мы сможем осуществить свою мечту? Об этом вы узнаете, когда расшифруете вот этот странный плакат.

6. Упражнение «Расшифруй транспорт» (работа с мелками –корабль из геометрических фигур). Ну а теперь мы можем смело приступить к строительству нашего корабля.

7. Строительство парусника (из коробки от холодильника, обклеенной самоклеящейся бумагой, для паруса- большой рулон из под клеёнки)

- Корабль готов! Мы смело можем отправляться в далёкие странствия по морям и океанам вокруг света. И эти странствия могут продолжаться много дней и ночей. На нас могут напасть пираты, ведь морские разбойники появились сразу, как только началась морская торговля, когда люди путешествовали в разные страны. Могут бушевать моря и океаны. Многие путешественники мечтали найти и открыть новые земли, но не всем это удавалось.

А вы, дети, не боитесь разных трудностей, с которыми мы можем столкнуться в нашем путешествии? Нет? Тогда прошу всех на борт.

- Но как, же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествии? (компас, карта и глобус - дети собирают необходимые атрибуты). Когда-то очень давно мореплаватели ориентировались по звёздам, но звёзды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. А такие помощники, как карта, глобус и компас использовались и в светлое время года и в непогоду.

-Ну вот, пора отправляться в путь. Но как мы можем начать путешествие из своего города? (по реке Лене). Вперёд!

8. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие»

Во время путешествия воспитатель задаё т загадки о материках:

• - Внимание! Вижу землю, рядом с ней расположен огромный остров – холодный и снежный. На этой земле обитает интересное животное – мало кто из зверей рискует напасть на этого зверька (скунс). Что это за земля? (Северная Америка)

- А вы знаете, кто её открыл? Вообще-то Христофор Колумб и не собирался открывать Америку. Это произошло случайно, как и многие другие открытия. Он мечтал найти короткий путь в Индию, эту богатую страну, откуда везли золото, серебро, другие драгоценные камни. Но путь предстоял очень опасный. От такого путешествия отказывались даже бывалые моряки. И их можно было понять: ну кто согласится плыть неведомо куда, по открытому для всех ветров и бурь океану, и сколько лет будет продолжаться плавание, возвратится ли из него кто? На кораблях был бунт, люди боялись неизвестности, штормов. 71 день путешествовал Колумб, прежде чем увидел землю. Люди помнят открытия Колумба, но своё название Америка получила в честь итальянского мореплавателя – Америго Веспучи.

- А сколько же на земле материков под названием Америка? (2).

• Да, земля, которую пересекает одна из самых длинных рек в мире (Амазонка, на берегу которой растут труднопроходимые тропические леса и обитают удивительные животные и птицы: - самая крупная американская обезьяна – (ревун, самая маленькая птица (колибри). Эта земля называется (Южная Америка).

• Мы приближаемся к самому жаркому материку, на котором расположена самая обширная пустыня (Сахара). Многие из редких животных находятся под охраной в заповедниках и национальных парках (Африка). Смотрите, нас встречают жители этой земли (танец детей старшей группы «Чунга-чанга»).

• Вы чувствуете. Что становится холоднее? Надвигается шквал с дождём, нам на встречу движется плавающая ледяная гора (айсберг). К какому материку мы приближаемся? (Антарктида).

- Кто открыл Антарктиду? Это совершили русские мореплаватели – Белингсгаузен и Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные арктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Столкнётся корабль с ледяной горой – несдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег – берег таинственной «Южной земли» - Антарктиды.

- А чем замечательна Антарктида?

- Какие животные там живут?

- Как называют птицу, которая питается детёнышами пингвинов и их яйцами? (поморник).

- А люди живут в Антарктиде? (нет).

Только учёные приезжают. Занимаются исследовательской деятельностью. В основном изучают животный мир.

• Вижу землю – самый маленький материк, значительную часть его занимают пустыни. Почти все млекопитающие на этом континенте относятся к сумчатым. (Австралия)

- Страшные истории рассказывают об острове Новая Гвинея. Что недалеко от Австралии. Жители, мол там, папуасы – хитры и злобны. А главное – они людоеды. Но вот однажды к острову подошёл корвет «Витязь». От него отчалила шлюпка с молодым натуралистом и путешественником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем. Уму предстояло поселиться среди папуасов – изучить их жизнь и записать свои наблюдения. Много опасностей подстерегало путешественника на острове. Подружившись с туземцами, Миклухо-Маклай объяснил им, как устроена земля, какие на ней есть страны и среди них Россия, откуда он прибыл. Он показывал им карту, объяснял, что такое солнце, звёзды, луна – за что туземцы позвали его – Маклай – человек с луны. Миклухо – Маклай доказал, что папуасы, как и все темнокожие, обыкновенные люди. «Тамо –рус» - русский человек, научил папуасов выращивать бобы, кукурузу, тыкву (раньше они не росли на острове). Он лечил туземцев от многих болезней. Миклухо – Маклай – был самым дорогим другом для туземцев. Прожил с ними три года.

• Ну а сейчас мы с вами отправимся на самый большой материк (Евразия, на котором мы живём. Но так как стран очень много, мы отправимся в чудесную страну. Смотрите, нас уже встречают её жители (Индия – просмотр видео – песни и танцы Индии).

В давние – предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других – глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие. Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию купец – Афанасий Никитин. Он был человеком любознательным, Индия казалось ему сказкой. «Люди ходят все голые, голова не покрыта, волосы в одну косу плетены, мужи и жёны все черны. Куда я ни иду, за мной – много людей, дивятся белому человеку». Его приводят в изумление обезьяны, которые повсюду шныряют и цапают всё, что попало. Особенно Никитина восхищали слоны. Он пишет: «Слоны - главная военная сила царства – наряженные в булатные доспехи, к бивням привязаны большие мечи, а к хоботам – тяжёлые гири – считалось, сто боевой слон заменит в сражении 500 воинов».

-Ну вот и закончилось наше путешествие по континентам. Пора отправляться домой.

- Ну, а теперь давайте подведём итог нашего путешествия и обозначим на карте путь, пройденный от материка к материку.

9. Работа с картой (дети мелкими кораблями выкладывают пройденный маршрут)

10. – Понравилось ли вам путешествовать?

- А мечтать понравилось? Мечтайте. Людям свойственно мечтать, и при особых усилиях с их стороны, мечты сбываются!

Предварительная работа:

1. Чтение литературы:

• Олег Тихомиров «Как Колумб открывал Америку» ж-л «Мурзилка» 1 - 2005 г.

• Олег Тихомиров «Миклухо – Маклай – человек с Луны»

ж-л «Мурзилка» 2-2004 г.

• Олег Тихомиров «Как Афанасий Никитин ходил за три моря»

ж-л «Мурзилка» 2-2003 г.

• Олег Тихомиров «Открытие Антарктиды» ж-л «Мурзилка»

6-2002 г.

• Энциклопедия «Тайны живой природыживотные Африки

• Энциклопедия «Планета Земля» антарктида с. 42-43

• А. Белкин «Поднять паруса», «Как человек придумал корабль»

2. Просмотр м/ф «Рассказы прославленного моряка»

3. Игры с кубиками «Животный мир Земли»

4. Работа с картой, глобусом.

5. Рассматривание парусников.

6. Лепка «Парусник» - в технике контррельефа – процарапывание.

Приложения: (к сожалению, фото не осталось, только- схемы) :

«Великие мореплаватели» — ознакомление с окружающим миром
Фото «Великие мореплаватели»
 — ознакомление с окружающим миром - фото
Публикации по теме:

«Кто где живёт?»«Кто где живёт?» Дидактическая игра " Кто где живёт" Цель: закрепить знания детей о местожительстве людей разных национальностей, воспитывать толерантность.

Кругосветное путешествие МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Кругосветное путешествие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Великие мореплаватели» — ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 17 апреля 2012 в 16:23
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Великие мореплаватели» — ознакомление с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Карелина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД