Наталья Плахтеева
Кружок «Истоки». Конспект НОД на тему «Ой, мороз, мороз!»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки. Конспект НОД на тему Ой, мороз, мороз!
Подготовительная группа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».
Программные задачи:
- продолжать закреплять знания детей о временах года;
- формировать у детей умение различать такие нравственные категории, как трудолюбие – лень, простота – смекалка;
- учить детей понимать и применять пословицы и поговорки,
содержащие нравственные нормы и ценности: «С трудом и мороз не
Темочки:
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
страшен», «Труд кормит, труд греет»;
- воспитывать в детях уважительное отношение к труду.
Материал к занятию:
- текст сказки «Два Мороза»;
- иллюстрации, фотоматериал с видами зимней природы;
- мультимедийная презентация «Чудо снежинки»;
- аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Времена года», вальс Г.
Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»;
- затонированные синей краской листы бумаги с использованием различных направлений:
-горизонтально,
-по диагонали,
-дугообразно.
Раздаточный материал:
- бумага белая формат А4;
- краски гуашь (синяя, белая);
- кисточки.
Предварительная работа
- Чтение художественной литературы о зиме.
- Знакомство с малыми фольклорными формами – загадками, пословицами,
поговорками о зиме.
- Рассматривание фотографий с видами зимней природы.
- Беседа с детьми о том, как они с родителями провели Новогодние
праздники.
Ход занятия
1-я часть
Педагог. Ребята, сейчас на улице очень холодно. Зимой всегда холодно, но особенно холодно становится, когда даёт себя знать мороз. Есть и пословица о морозе:
«Два друга – мороз да вьюга».
Исстари на Руси первые морозы называются – Никольские.
Они так названы в честь церковного праздника святителя Николая Чудотворца (19 декабря).
Следующая волна морозов совпадает с праздником «Рождество Христово» (7 января). Эти морозы называются Рождественские.
Самые сильные морозы бывают на праздник «Крещение Господне» (19 января). Эти морозы называют Крещенские.
Как раз сейчас у нас наступили крещенские морозы - самые сильные, самые холодные. После Крещения морозы ещё держатся, но уже про них в народе говорят так:
«Ой, мороз, ты мороз - трещи не трещи, кончились Водокрещи!»
(Это значит, что теперь, после праздника «Крещение Господне», когда святили воду, морозы пойдут на убыль и не так страшны).
Педагог. Ребята, скажите, вы любите сказки?
Ответы детей:
Педагог. А сказки о зиме?
Ответы детей:
Педагог. Какие сказки о зиме вы знаете?
Ответы детей:
Педагог. Есть очень интересная русская народная сказка о зиме, о морозе. Называется она «Два мороза». Хотите узнать, о чём говорится в этой сказке?
Садитесь поудобнее и слушайте. А я вам её расскажу. Слушание детьми сказки с включением музыкального оформления - произведения П. И. Чайковского «Русская народная песня».
2-я часть
Обсуждение содержания сказки, выяснение её главной мысли. Пояснение смысла пословицы «Труд кормит, труд греет».
Рассматривание фотографий с изображением зимней природы. Дети делятся своими наблюдениями, описывают состояние природы в зимнее время.
3-я часть
Художественно-творческая деятельность.
Рисунок «Чудо снежинки»
С помощью заранее заготовленных листов бумаги с фонами различных направлений тонировки, педагог комментирует их изображение.
- горизонтальное направление тонировки (ветра нет, снежинки тихо падают);
- тонировки по диагонали (подул ветер, мороз стал крепче, снежинки весело
кружатся в воздухе, догоняют друг дружку, вьются над землёй белыми дорожками);
- дугообразное направление тонировки (метель поднимает снежные вихри,
снежинки кружатся в весёлом хороводе);
Музыкальное оформление – вальс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».
Детям предлагается на листе бумаги сделать фон по собственному желанию или выбрать любой вариант фона из предложенных педагогом.
После того, как дети затонировали лист бумаги большой круглой кистью, педагог предлагает детям оставить листы для просыхания.
Пока листы просыхают, происходит рассматривание с детьми слайдов мультимедийной презентации «Чудо снежинки» с изображением разных по виду снежинок. Педагог обращает внимание детей на чёткость и симметрию расположения линий снежинки, помогает детям увидеть форму снежинки и графическую основу.
Педагог. Ребята, обратите внимание, как красивы снежинки в солнечных лучах морозного дня.
Снежинки-красавицы
В солнечном свете
Играют, сверкают, переливаются,
И даже в крохотной самой
Лучики солнышка отражаются!
После просмотра слайдов мультимедийной презентации, педагог предлагает детям нарисовать снежинки на затонированных и просушенных листах. Снежинки могут быть разными по форме и размеру - от очень большой до самой маленькой, даже в виде точки. Количество снежинок тоже не ограничивается.
Кисть тонкая, рисунок выполняется заостренным концом ворса, кисть направлена вертикально к листу бумаги.
В конце занятия устраивается выставка детских творческих работ. Дети любуются красотой и неповторимостью каждой из работ!
Чудо снежинки, как серебринки,
Божье творенье, души восхищенье!