Ольга Михайлова
НОД с использование авторского сенсорного коврика «Перекрёсток», во второй младшей группе. «Дорога и пешеход»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В рамках образовательной области "Безопасность" решается задача передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства (ФГТ п. 3.3.3).
В методической литературе материал для работы с детьми младшего дошкольного возраста по данной тематике представлен достаточно скудно. Формы работы - малоэффективны и чаще всего нецелесообразны данному возрасту. После долгого поиска пришла в голову мысль о создании макета перекрёстка, но в более приемлемом для этого возраста исполнении. Так получился сенсорный коврик "Перекрёсток", который помог решать не только задачи по обучению детей правилам безопасного дорожного движения, но и сенсорному развитию.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Развивающий коврик своими руками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
К данному сенсорному коврику разработано методическое обеспечение, в котором представлена не только непосредственная образовательная деятельность, но и организация самостоятельной деятельности детей.
НОД "Дорога и пешеход"
Задачи.
-закрепить представления детей о том, что понятие «улица» включает в себя : дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт;
- вырабатывать привычку играть в строго определённом месте, понимание того, что на дорогу людям выходить нельзя, а для перехода через улицу использовать пешеходный переход;
- развитие речи, активизация словаря;
- развитие мелкой моторики, внимания, артикуляционного аппарата.
Предварительная работа. Вводная беседа. Рассматривание коврика, его частей: поле, озеро, луг, детская площадка.
Материал и оборудование. Модели различных видов транспорта (легковая машина, машина ДПС, различные грузовики, трактор, автобус, мотоцикл и самолёт). Фигурки людей.
Примечание. Общее количество используемых игрушек равно количеству детей.
Ход деятельности.
Воспитатель раскладывает коврик, дети садятся вокруг него. Рядом с воспитателем лежит "Чудесный мешочек" (мешок большой, в нём сложен весь дополнительный материал к игре).
- Всё, что мы видим перед собой - улица. Здесь есть у нас поле, лужок, озеро и площадку, где могут играть дети и дорога.
Давайте поиграем,но мне кажется нам не хватает игрушек.
Дидактическая игра "Идёт - едет".
Воспитатель предлагает детям доставать из "Чудесного мешочка" игрушки, говорить "идет" или "едет" этот предмет и ставить его на коврик в то место, где, по мнению ребёнка, он должен находиться.
Дети по очереди расставляют игрушки на сенсорном коврике. Воспитатель следит за тем, чтобы машины располагались на проезжей части, а люди - в зонах поля, луга, озера и детской площадки.
В процессе игры предусмотрена проблемная ситуация.
В "Чудесном мешочке" есть игрушка - самолёт.
Задача воспитателя - дать возможность детям поразмышлять. Вопросы подсказки:
1) Самолёт едет или идёт? (летает)
2) Можно ли поставить самолёт на коврик? (Нет)
3)Есть ли для него место на нём? (Самолёт взлетает в аэропорту и летит в небе)
После того, как все игрушки из мешочка расставлены на коврике, воспитатель отвлекает внимание детей от коврика и проводит упражнение.
Пальчиковая гимнастика "Путешествие пальчиков"
Под чтение стихотворения ребёнок загибает пальчики.
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвёртым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый в самолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сюрпризный момент.
Около коврика появляется коробочка.
Коробочка выполнена по образу контейнера, в котором перевозили животных из мультфильма "Мадагаскар". В коробочке находится игрушка жираф Мелман.
Воспитатель достаёт игрушку.
- Кто это ребята? Кажется Мелман попал к нам случайно. Он совсем не сюда хотел попасть. Ну что, если он уж к нам попал, давайте будем гостеприимными, добрыми и позовём его поиграть к нам.
Жираф находится возле коврика со стороны озера.
- Но как же он попадёт к детям на площадку? Ведь перед ним дорога, и по ней едут машины! Посмотрите как он удивлён! Мне кажется ему даже страшно!
Воспитатель показывает пример как можно пройти жирафу Мелману к детям. Все свои действия он комментирует.
- Если Мелман идёт пешком, значит он - ПЕШЕХОД. Пешеход не может идти по проезжей части, по ней могут ехать только машины. Для пешеходов есть специальная часть дороги - ТРОТУАР. Когда пешеходу необходимо перейти на другую сторону дороги, он должен найти ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. На тёмной дороге он выделен белыми широкими линиями, от этого его называют иногда "зеброй". У Мелмана есть как раз знакомая зебра "Марти". Вот мы нашли такой переход. Сейчас я помогу перейти нашему другу через дорогу. Чтобы перейти через пешеходный переход нужно посмотреть по сторонам убедиться, что машины вас пропускают и внимательно переходить. Дальше мы снова двигаемся по тротуару. И вот мы на месте. Кто ещё хотел бы помочь Мелману дойти до детской площадки?
Воспитатель ставит жирафа в различные места на коврике, постоянно усложняя ситуацию. В результате - через дорогу приходится переходить два раза, чтобы добраться до конечного пункта.
- Ну что ж, я думаю мы научились ходить по улице и переходить дорогу, даже научили этому жирафа Мелмана, а теперь мы должны поиграть, ведь мы обещали нашему другу! А во что же нам поиграть? Жираф Мелман очень заботится о своём здоровье, всегда следит за тем, что он ест, правильно лечится и старается всегда во время посещать врачей. Поэтому он очень любит игры, которые могут помочь нам стать более здоровыми и крепкими. Сегодня мы будем играть с нашими язычками и учится произносить чётко и правильно звуки.
Упражнение "Как едут машины?"
Прокололась шина у машины. Произнесение звука "ш-ш-ш"
Насос. Произнесение звука "с-с-с".
Машины едут по мокрой дороге. Произнесение слогов "ша-шу-ши-шо".
Сигналит машина. Произнесение слога "би" на одном выдохе "би-би-би-би".
Вот как весело поиграли и много узнали!
В цикле последующих занятий, описанных в методическом пособии к коврику, ситуации усложняются. Добавляются новые элементы (светофор, элементарные знаки, к детям приходят различные герои, а сами дети выполняют роль водителей различных спец. машин, тракторов. После первого ознакомительного занятия, дети уже умеют играть самостоятельно на коврике, понимают назначение зон и элементарные правила.