Нина Михайлова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Домашние и дикие животные.
П/з: дать детям представление о домашних и диких животных; развивать логическое мышление, воображение, связную речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: маски животных, наборы предметных картинок, картинки с изображением контуров животных.
1. Организация детей.
2. Сообщение темы и целей.
-Все вы, ребята, любите сказки. А кто из вас пробовал сам сочинять сказки? Вот сегодня мы с вами попробуем сочинить сказку о домашних и диких животных.
3. Понятие о диких животных.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
-Жили-были животные. Отгадайте, какие?
Посмотрите я какая-
Вся горю, как золотая.
Хожу в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Я летом брожу без дороги
Между сосен и берез,
А зимой я сплю в берлоге,
От мороза пряча нос.
Я не барашек и не кот,
Ношу шубу круглый год.
Шуба серая-для лета,
Для зимы-другого цвета.
(Дети в масках инсценируют загадки.)
-Назывались эти животные дикими, потому что жили они в лесу, сами себе строили жилище (У лисы была глубокая нора. Заяц прятался под кустиком. Медведь летом любил полежать под каким-нибудь деревом, а к зиме строил себе теплую берлогу., сами добывали себе корм (Лиса любила полакомиться мышами, зайчиками. Заяц кушал травку, а зимой глодал молодую кору у осин. Медведь лакомился малиной, медом диких пчел, ловил в лесной речке рыбу, а зимой спал в своей берлоге.)
(У детей на столах наборы картинок с домашними и дикими животными.)
-Картинки с какими дикими животными лежат у вас на столах? Каких еще диких животных вы знаете?
4. Понятие о домашних животных.
-В это же самое время жили другие животные. Отгадайте, какие?
Голодная мычу,
Сытая жую,
Всем ребятам молоко даю.
С хозяином дружу,
Дом сторожу,
Живу под крылечком,
А хвост колечком.
Я без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
-Назывались эти животные домашними, потому что жили они рядом с человеком. Человек строил для них жилище, заготавливал для них корм.
-За это домашние животные платили человеку добром. Корова давала вкусное питательное молоко. Кот ловил мышей и крыс, которые забегали в подвал к человеку, чтобы погрызть свежие овощи. Собака охраняла дом и двор.
-Картинки с какими домашними животными лежат у вас на столах? Каких еще домашних животных вы знаете?
5. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
6. Знакомство с приспособленностью животных к определенным местам обитания и образу жизни.
-Вот так жили домашние и дикие животные поживали, пока однажды им не наскучила такая жизнь. Встретились животные все вместе, и вздумалось им жаловаться на жизнь.
-Ох,-сказал Медведь,-конечно, в нашем лесу красиво и весело летом! То медку найдешь у лесных пчел, то малина созреет, то желудями полакомишься или толстыми улитками! Да только все томит забота, что наедаться надо посытнее : придет зима, и мне, медведю, ложиться в долгую зимнюю спячку. Плохо наемся за лето и осень, голод разбудит-на голодный желудок не больно-то поспишь! Да что я все о себе-вот и лисе приходится потрудиться, чтобы наловить мышей. Зимой в нашем лесу совсем еды нет : заяц с голодухи кору древесную жует да прутики.
-То ли дело вам, домашним животным, и жаловаться не на что : человек вам и дом построит, и вкусной еды вволю подаст!
-Так вы говорите, что у вас в лесу летом красиво и весело?-спрашивает собака. -Давайте домами меняться.
-И они поменялись. А что же из этого вышло? Послушайте сказку дальше.
-Отправились медведь, лиса и заяц в дом к человеку. Лису, правда, и на порог не пустили: только увидел ее человек, тут же схватил ружье да пальнул для острастки вверх. Убивать он рыжую красавицу не собирался, хотел лишь от своего курятника отвадить. Поплелась лиса обратно в лес. А медведь и заяц с перепугу тоже убежали в лес. Бежали они так быстро, что только пятки «сверкали».
-А что же домашние животные? Корова привычно паслась на поляне-она и раньше там бывала. Собака весело скакала с кочки на кочку, охотясь на пестрых бабочек и быстрокрылых стрекоз. Кот карабкался по деревьям. Наконец прошел полдень, и звери забеспокоились : миновал час обеда, а их никто не покормил. Правда, корова вволю наелась сочной травы, но ее огорчало другое : в это время человек должен был подоить ее, но никто не приходил.
-Собака отправилась на охоту, но гоняясь за птицами и ящерицами, она их всех разогнала громким лаем. Вы, наверное, замечали, что собаки всегда бегают с лаем, не то что дикие родичи-волки. У кота тоже охота оказалась неудачной. Животные загрустили, притихли. А в далеке так заманчиво светились окна дома, где их ждали еда и уютный уголок. И вот корова, собака и кот потихоньку, пряча друг от друга глаза-ведь они сами захотели меняться!-направились к дому : сначала маленькими шажками, потом побыстрее, потом помчались бегом! Быстрее, быстрее к своему родному дому.
-Так все животные остались жить там, где они привыкли : дикие-в лесу, а домашние-рядом с человеком. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец!
-Понравилась вам наша сказка? Чем именно?
7. Физкультминутка.
-Вы устали? Давайте немного отдохнем. Встаньте и представьте, что вы маленькие зайчики.
-Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка-прыг-и убежал.
8. Закрепление материала.
-А теперь я проверю, внимательно ли вы слушали сказку.
1)Игра «Помоги найти дом».
(Детям раздаются рисунки леса и домика, картинки с домашними и дикими животными.)
-Отведите заблудившихся животных по домам : диких животных-в лес, домашних животных-в дом к человеку.
2) Игра «Узнай по контуру».
-Определите по контуру, какое это животное?
9. Обобщение материала.
-Каких диких животных вы знаете? Почему они называются дикими?
-Каких домашних животных вы знаете? Почему они называются домашними?
-Могут ли домашние животные жить в лесу, а дикие-рядом с человеком? Почему?
-Вот поэтому нельзя диких животных приносить к себе в дом. Как бы вы хорошо за ними не ухаживали, им все равно не будет так хорошо, как в лесу. Эти животные могут погибнуть.
10. Подведение итогов.