Наталья Диппель
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе (с использованием авторского пособия «Речевые человечки»)
▼ Скачать + Заказать документы
Это театр фигур - определителей, мы их называем речевыми человечками-заместителями (красные круги - одноглазка, двуглазка и трехглазка, розовый -Хаврошечка, зеленый - яблонька, желтый - коровушка, коричневый - мачеха, голубой - добрый молодец
(фрагмент работы с человечками- определителями или театральные заместители по сказке "Хаврошечка") Это театр фигур-заместителей-авторское пособие
Темочки:
Конспект занятия : Рассказывание
ПО СКАЗКАМ: «ХАВРОШЕЧКА», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»(проект занятия разработан методистом Диппель Н. А., проводила воспитатель Медведева Т. В.)-пособие "Речевые человечки- определители или речевые человечки заместители - идея методиста Диппель Н. А.
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.
2) Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
3) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.
4) Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
5) Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Материал и оборудование:
1. Набор условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разных по цвету кружков - заместителей: лиса, заяц, волк, медведь, петушок и кустик) - на каждого ребенка; рамочки; стрелочки; столы для работы.
2. Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка». (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня) – фигуры – определители с цветным обозначением героев сказки.
3. Карты Проппа.
4. Конусный театр – герои сказок «Заюшкина избушка» и «Хаврошечка».
5. Два стола, накрытые скатертями: зеленая и голубая.
6. Эмблемы с символами – заместителями названий сказок.
7. Фишки с выражениями мимик – определения характера героев.
Приемы и методы:
Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками - заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы».
Ход занятия :
Здороваются дети с гостями. Дарят им свое хорошее, радостное настроение и улыбки.
- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, поэтому к нам в гости сегодня пришли сказочные герои. (На столе стоят конусы - герои сказок «Заюшкина избушка» и «Хаврошечка»).
- Вы узнали их? Из каких они сказок? ( Дети называют названия сказок: «Заюшкина избушка» и «Хаврошечка»)
- Ребята, посмотрите, вы ничего не заметили? (герои перепутались)
- Действительно, все герои заблудились. Давайте поможем им! Но чтобы герои вернулись в свои сказки, необходимо их разместить по своим полянкам.
- Посмотрите на полянки! (Стоят два стола, накрытые скатертями: голубой и зеленой). - Как вы думаете, на какой полянке нужно разместить наших героев сказки «Хаврошечка?» (Дети отвечают и обосновывают ответ) – А на какой героев сказки «Заюшкина избушка?».
- А теперь посмотрите на свои эмблемы и догадайтесь, героям какой сказки каждый из вас будет сейчас помогать? (На эмблемах условные обозначения сказок). Спросить несколько детей, кому они будут помогать и почему?
- А я проверю, правильно ли вы выполнили.
- Ребята, я вам предлагаю волшебные карты. А вы среди них должны отобрать только те карты, в которых зашифрованы, эпизоды только вашей сказки. (Дети откладывают карты).
«Хаврошечка» :
1. Сверхъестественные силы.
2. Трудные испытания.
3. Свадьба.
«Заюшкина избушка» :
1. Борьба
2. Беда ликвид-ся
3. победа
- Давайте вместе проверим, почему вы выбрали эти карты. (спросить детей, как называется карта и где в сказке есть такой эпизод)
- Волшебные карты помогли вспомнить наши сказки. Я предлагаю вам эти сказки друг другу рассказать!
- Первой - дети расскажут сказку «Заюшкина избушка». А вас ребята, мы приглашаем ее послушать (дети усаживаются на стулья вдоль столов рассказчиков). Вы сегодня как будто зрители в театре. Усаживайтесь поудобнее. Ариана, начинает сказку. (Ариана, Лева, Саша М., Саша К., Маша Ш., Кирилл Др.) Рассказывают сказку по рамкам, используя условные заместители.
Физическая минутка (физминутку сочинила воспитатель Медведева Т. В.).
Выходите на полянку и вставайте все вокруг!
Рассказали мы вам сказку, как зайчишку спас петух!
Хорошо ли лиса с зайцем в сказке поступила?
Нет! Лиса коварная, зайца обхитрила!
А лиса какая? - Хитрая, воровка!
А еще какая? - Коварная плутовка!
А какой же зайчик? - Добрый, беззащитный,
слабый и доверчивый и большой трусишка!
Почему собаки зайцу не смогли помочь?
И медведь лохматый не прогнал лисичку прочь?
И собаки и медведь просто испугались.
Кто же зайчику помог?
Смелый, храбрый петушок!
(Выполняются движения в кругу, согласно словам).
- А теперь мы послушаем сказку «Хаврошечка». Теперь поменяемся - вы будете зрители, а вы рассказчики. (2 подгруппа рассказывает сказку с помощью фигур - определителей).
(дети рассказывают эпизод, когда Хаврошечка (розовый круг на кукле-определители) усыпляет Триглазку)
- Молодцы! Вы очень хорошо рассказали нам свои сказки. Подойдите
все ко мне. Ребята! Мы сегодня с вами послушали две сказки. В
любой сказке есть автор. А кто автор наших сказок? (дети отвечают,
что это русские народные сказки).
- Во всех Русских Нараодных Сказках есть начало и конец сказки.
Вспомните, какими обычно словами заканчиваются сказки? (дети
называют несколько вариантов).
- А вам понравилось сегодня рассказывать сказки? А что необычного
было в сегодняшних наших сказках? (использовали условные
заместители и сказочные человечки).
- Ребята, а вам легко было рассказывать сказку с помощью условных заместителей? Какие сказки вы еще хотели бы научиться рассказывать?
Детям предлагается перспектива на будущее – какие сказки вместе будем еще учиться рассказывать.
Это работа по картам Проппа (дети подбирают схему к эпизоду сказки)