Фомина Марина
Проект «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Зелёная аптека"
1. Тема и её происхождение: «Зелёная аптека»
Цель: развивать и систематизировать знания детей о
лекарственных растениях (о сборе и применении в лечебных
целях календулы); научить детей делать водный настой из
цветочных корзинок календулы.
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в
ходе реализации проекта:
-наблюдение за календулой на клумбе;
-рассматривание гербарий;
-чтение художественной литературы;
Публикация «Проект „Зелёная аптека“» размещена в разделах
-трудовая деятельность в природе: сбор семян календулы,
сбор цветочных корзинок календулы;
-изодеятельность детей: «Осенняя фантазия», «Весёлый ляп»;
-занятие по ознакомлению с окружающим.
3. Необходимые материалы: художественная литература,
дидактический материал, природный материал, пластилин.
4. Что мы знаем: что календула это лекарственное растение и
растёт на клумбе нашего участка, и что календулу ещё
называют ноготками.
5. Что мы хотим узнать: как применяется календула в лечеб –
ных целях и когда делать сбор, научиться делать водный
настой из цветочных корзинок календулы, для полоскания
горла.
Наблюдения
Рассматривание календулы на клумбе.
Цель: развивать умение детей находить и называть календулу среди других растений.
Вопросы: 1. Назовите растения, которые растут на нашей клумбе?
2. Чем календула отличается от бархатцев и чем схожа?
3. Почему в народе календулу называют ноготками?
4. Как размножается календула?
Труд в природе
Сбор семян календулы.
Цель: познакомить детей со способом размножения
календулы (семенами).
Вопросы: 1. Для чего мы собираем семена календулы?
2. На что похожи семе-
на календулы?
Сбор цветков календулы.
Цель: воспитывать у детей желание участвовать в труд. деятельности в природе, объяснить для чего нужны цветки календулы.
Рассматривание цветков календулы.
Цель: познакомить детей со способом сушки цветочных
корзинок календулы для приготовления настоя (в тени, чтобы
хорошо проветривались).
Рассматривание гербарий.
Цель: уточнить, что дети уже знают о лекарственных растениях.
Вопросы: какие лекарственные растения вам уже знакомы?
Чтение художественной литературы.
Цель: развивать знания детей о лекарственных растениях
через чтение книг (обсуждая поступки героев).
Вопросы: Что случилось с муравьишкой?
Как помогли муравьишке, его лесные друзья?
Чем они его лечили?
Изодеятельность детей.
Цель: закреплять умения мастерить поделки из природного материала, развивать творчество и самостоятельность детей.
Занятие. Тема:«Щедрые дары природы»
Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях; развивать знания о сборе и применении в лечебных целях календулы; научить делать настой из цветочных корзинок календулы для полоскания горла.
2. Побуждать детей к собственной речевой активности, развивать умение грамматически правильно строить предложения.
3. Учить употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом. Актив. сл. : настой, настоять, кипяток, ноготки.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к щедрым дарам природы; сознательное отношение к своему здоровью.
5. Напомнить об осторожном обращении с кипятком.
6. Инд. работа с Машей К. и Димой К. - воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей, не перебивать.
Наблюдения за календулой на клумбе, рассматривание гербария лекар. растений, чтение худ. литературы, отгадывание загадок, сбор и сушка цветочных корзинок календулы, изготовление поделок из природного материала.
Аудиомагнитафон для прослушивания песни «Дары Матушки-природы», на мольбертах изображения и коробочки с лекарствен. растениями, карточки для дид. игры: «Не ошибись», муз. сопровождение к физминутке; Карлсон.
1часть-дети стоят перед воспитателем;
2часть-садятся полукругом на стулья; 3часть-садятся за столы;
физминутка-дети встают в круг; 4и5части – дети сидят полукругом на стульях.
Ход занятия:
- Ребята, сейчас мы с вами прослушаем песню о Матушке-природе, а потом мы обсудим, насколько она щедра.
(прослушиваем аудиозапись)
- Так что же есть у Матушки природы, и она так щедро дарит нам? (Ответы детей: поля, леса и горы) Молодцы! Садитесь на стулья.
В. - Люди издавна научились лечить болезни и укреплять своё здоровье, используя щедрые дары природы. Нет ничего удивительного, что лекарства растут в лесу. Лес нас лечит, лечит травами не простыми, а (лекарственными)
«В зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так хорошо дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать».
- Вот сейчас, мы с вами ещё раз разгадаем тайну лекарственных растений и расскажем об этом всем.
(Предлагаю детям сесть за столы, на столах лежат карточки с изображением лекарственных растений, изображ. вниз.)
В. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись». Игра командная, т. к. дети рассаживаются за три стола.
По окончанию игры оцениваю ответы и объявляю команду, которая дала самый чёткий и полный ответ.
Объясняю задание: во-первых - назвать изображённые лекарственные растения; во-вторых – назвать лишнее на предмет произрастания (в лесу, в цветнике и комнате); в-третьих, рассказать об их применении в лечебных целях. (Проводиться игра.)
Молодцы!
В конце игры раздаётся стук в дверь, появляется Карлсон.
(Заходит нерешительно, замотанный шарфом)
В. - Здравствуй Карлсон! Ты к нам в гости?
К. - Здравствуйте! Можно я у вас побуду, а то мне одному скучно на крыше сидеть. Мой друг Малыш заболел, к нему в гости нельзя боюсь заразиться.
В. - Да я смотрю, ты тоже вроде бы не здоров
(проверяю температуру) нет температуры, а что у тебя с голосом?
К. - Да это я Малыша так звал, кричал-кричал.
В. - Я и смотрю, докричался, а теперь вот горло болит, да?
Карлсон, оставайся с нами и слушай, что надо делать,
чтобы не болеть. А сейчас давайте отдохнём.
Проводиться физминутка. (Под аудиозапись дети выполняют движения в кругу).
После физминутки дети садятся на стулья.
В. - Ребята, надо помочь Карлсону, а то он совсем осип.
Давайте вспомним одно из применений календулы, когда болит горло. (Ответы детей: применение настоя для полоскания горла, при его воспалении). Молодцы!
-Вот сегодня, я вас научу, как надо готовить водный настой из цветков календулы, а помогать мне будут дети, чья команда была лучшей в игре: «Не ошибись»
- Для приготовления настоя мне необходимы: цветки календулы, стакан, столовая ложка и чайная ложечка, а ещё кипяток и крышка с полотенцем. Давайте все вместе повторим, что необходимо для приготовления настоя. (Хоровое и индивид. проговаривание).
Мои помощники помогите мне всё это принести на стол.
- Ребята, а кто помнит, когда мы собирали цветки календулы? (В начале осени-в сентябре) Правильно, календулу можно собирать всё лето и сентябрь.
- Беру стакан, в него насыпаю 1ст. л. сушеных цветков календулы (прошу кого-нибудь из помощников это сделать) и заливаю кипятком, но это очень опасно, стакан может лопнуть и вот, чтобы этого не случилось, надо в стакан опустить чайную ложечку (опять прошу кого-нибудь из помощников это сделать) и уже по ней потихонечку лью кипяток.
-Чем я заливаю цветки календулы? (Цветки календулы заливаем кипятком.) Хоров. и индивид. ответы детей. Молодцы!
В. - Этот водный раствор надо настоять. Что надо сделать с водным раствором из цветков календулы? (Настоять) Хоровые и индивидуальные ответы детей. Молодцы!
- Для этого необходимо хорошенечко его закутать полотенцем и оставить на 30 мин., затем полоскать горло.
В. - У меня уже есть настоявшийся настой, держи его Карлсон и три раза в день полоскай им горло и боль пройдёт.
К. - Большое спасибо вам за настой. Я пойду к себе на крышу полоскать горло, да ещё надо к Малышу залететь, с ним поделиться, а то у него тоже горло болит. Будьте здоровы! До свидания! (Карлсон уходит).
В. - А сейчас, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на занятии.
-Как называются растения с целительной силой?
-Давайте их назовём.
- Почему календулу в народе называют ноготками?
-Когда делают сбор календулы и как её применяют в лечебных целях?
- Что необходимо для приготовления настоя из цветков календулы? Молодцы!
Вы хорошо всё усвоили. Занятие окончено.