Марина Романович
«Как бывало в старину на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о России в прошлом; о ее символах; формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства.
Ход занятия:
В зал входят дети, одетые в русские народные костюмы.
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-России, о ее символах, как жил и чем занимался народ в старину.
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Темочки:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
(Г. Ладонщиков)
2. Вступительная беседа.
Вот такими замечательными слова, из стихотворения, я хочу начать наше занятие. Все мы с вами знаем, как богата и могущественна наша страна, как мы гордимся, что являемся ее гражданами. И как у каждой державы у нее есть своя история. Нашей России 862 года и называлась она раньше Русь. И главный город нашего государства остался прежним, не изменился. Как он называется? (Москва). Правильно ребятки это наша замечательная красавица, столица нашей страны - Москва.
Два слова: Москва и Россия, –
Два зова: Россия – Москва, –
Кого на земле ни спроси я,
Всем ведомы эти слова…
Россия с Москвы начиналась,
Как клёкот лебяжий – с птенца.
Москвой от врагов защищалась,
Москвой красовалась с лица…
(Н. Асеев)
С давних времен, Москва является символом России. А какие символы ребятки вы еще знаете, по которым можно узнать нашу Родину (Красная площадь, русская красавица березонька, матрешка, Русская тройка лошадей, наши бескрайние поля, медведь).
3. Викторина.
(В зал заходит воспитатель в костюме медведя, передает воспитателю конверт, с вопросами для детей, воспитатель открывает конверт.)
Воспитатель. Широка просторами наша Русь-матушка, богата животным и растительным миром, а как знаете его вы, мы сейчас проверим. Вопросы:
1. Какую птицу, в русских народных сказках, зовут «Рябой»? (Курицу) 2. Какого пернатого певца на Руси ласково прозвали «дролей»? (Дрозда) 3. Какая трава, на Руси, самая горькая? (Полынь)
4. Какой сок собирают, ранней весной в наших лесах? (Березовый)
Воспитатель. Медведюшка, доволен ли ты ответами ребят? (медведь кивает головой). Порадовали дети тебя своими ответами, может быть и ты порадуешь нас и спляшешь. Ведь раньше на Руси, коробейники (люди которые веселят народ) водили медведей по ярмаркам, где они и танцевали для зрителей.
(Медведь танцуя под русскую народную песню «Барыня», уходит.)
4. Физкультурная пауза
Воспитатель. В старину на Руси, на краю деревни, собирались подростки, юноши и девушки, чтобы повеселиться, поиграть в разные игры. И я хочу предложить вам поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
(Дети, становятся в круг, за кругом двое водящих стоят спиной друг к другу. Дети произносят слова: - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три, беги». Побеждает тот, кто первым вернется на свое место.)
5. Русские народные сказки.
Воспитатель. Наигравшись, все шли по домам, где под сверкание лучины, бабушки рассказывали сказки, которые сочиняли, а слушавшие передавали их из поколения в поколение. Почти все сказки очень похожи одна на другую. Чем, как вы думаете, они похожи? (ответы детей). В наших сказках добро побеждает зло, они учат людей быть мужественными, справедливыми, щедрыми, высмеивают глупых, злобных, жадных. Русские народные сказки относятся к устному народному творчеству, ребятки почему это творчество называют устным? (Ответы детей). Правильно, по старинному «уста» -это губы. Люди из уст в уста передавали друг другу информацию, ведь в старину не было ни бумаги, ни карандашей. Назовите пожалуйста, какие русские народные сказки вы знаете? («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и тд.)
6. Старинные праздники.
Воспитатель. Любил в старину народ на Руси и повеселиться. Много разных праздников сохранились и до нашего времени. Давайте вспомним и назовем их. (ответы детей – «Иван-Купала», «Новый год», «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Масленица»). Правильно, на «Иван-Купала» плетут венки, на «Пасху» красят яйца, а на «Масленицу» пекут блины. Вот и я в заключении нашего занятия хочу угостить вас вкусными блинами.
7. Итог занятия.
Ребята до тех пор пока мы Все будем помнить старинные обычаи, будем помнить чем занимались и во что любили играть наши деды и прадеды. Будет жить и процветать наша Родина – Россия!