Маргарита Енякина
Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Енякина Маргарита Николаевна
СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" - Детский сад №3 "Красная Шапочка"
муниципальный район Большеглушицкий Самарская область
Темочки:
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Актуальность
проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
В детском саду чаще, чем понятие толерантность встречаются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание, мир. Что в свою очередь являются компонентом толерантности.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В группах, особенно старшего дошкольного возраста, можно наблюдать сложную картину межличностных отношений детей.
Человек – существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе. Поэтому очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно перед таким серьезным этапом их жизненного пути – обучение в школе.
Этапы работы по формированию толерантного отношения к сверстникам
:
1 этап-ознакомление детей с основными законами и правилами человеческого общежития.
2 этап-закрепление полученных знаний, на основе которых должно сформироваться элементарное оценочное отношение к поведению людей.
3 этап-формирование устойчивого толерантного поведения.
и приемы работы.
Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в разнообразных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, во время которых происходит обогащение личности воспитанников нравственными понятиями, представлениями и поступками.
Для улучшения внутригрупповых отношений и сплочения детского
коллектива в группе сверстников мы создали систему
Традиций.
"Утро радостных встреч"
Каждое утро перед тем, как начинать дела дети собираются на паласе, встают в круг и приветствуют друг друга.
Приветствие способствует взаимопониманию и взаимному уважению всех членов группы, задаёт спокойный и доброжелательный тон.
Приветствуя друг друга, все называют имена, что позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль общения друг к другу. При этом, дети могут высказать пожелания товарищу, сделать комплимент.
Варианты приветствий:
-Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, мяч, цветок и т. д.
-Можно здороваться, изменяя очерёдность в круге, например, через одного человека.
-Дети приветствуют друг друга, зацепляясь мизинцами.
-Передают приветствие на другом языке (немецком, английском и др.)
-Можно приветствовать друг друга, сидя на ковре «по-турецки».
-Можно погладить, обнять, хлопнуть по ладошке.
-Можно выразить комплимент, пожелание.
Приветствие «Солнышко»
Дети сидят на ковре, образуя круг. В центре ковра располагается желтый круг (солнышко). Каждый ребенок получает свой лучик. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют, при этом дети высказывают краткое доброе пожелание. Например: «Здравствуй, Ксюша, как хорошо, что ты пришла! Я желаю тебе веселого настроения и т. д.
Воспитатель обращает внимание на большое солнце, которое получилось, и предлагает поприветствовать его и всех окружающих. Дети встают в круг и произносят речевку, выполняя движения в соответствии с текстом.
"Здравствуй, солнце золотое, (руки вперед)
Здравствуй, небо голубое, (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (махи руками вверху)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую!" (руки вперед с наклоном)
"Новости дня"
Вечером, после полдника дети снова собираются на паласе и вместе с педагогом фиксируют на "Экране добрых дел" положительные поступки сверстников.
"Экран добрых дел"
представляет собой лист ватмана, где в вертикальном столбике написаны имена и фамилии детей, а горизонтальном - приклеены картинки с добрыми делами детей: "Помощь взрослым", "Помощь другу", "Мы дежурные", "Мы дружные ребята", "Культура поведения за столом" и. т. д.
В клеточках напротив каждого имени рисуются значки (звездочки, сердечки, цветочки, если ребенок в течении дня совершает сам, без напоминания взрослых положительные поступки.
Данный ритуал позволяет научиться оценивать поступки других, услышать мнение о своем поведении, формирует устойчивое толерантное поведение.
А еще с детьми мы учим
Мирилки.
помогают легко и быстро помириться без участия взрослых.
"Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем. "
"Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!"
В результате:
-Учатся управлять своим поведением, понимать состояния других людей;
-Устанавливать контакты;
-Овладевают культурой общения;
-Формируется толерантное отношение к сверстникам.