Елена Смирнова
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование специально организованной образовательной деятельности образовательной работы по теме :
«Моя малая родина: культура и традиции»
1. Воспитание любви к родному дому:
семье, малой родине – городу, краю
и большой Родине – России
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач
Задача 1.1. Семья (четвертый год жизни)
Темочки:
Ознакомить ребенка с его родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Сформировать понятие: Я – член семьи. Мой дом – моя семья.
Задача 1.2. Детский сад (пятый год жизни)
Ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад. Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада.
Сформировать понятие: Я - воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад.
Задача 1.3. Родной край, город (шестой год жизни)
Познакомить ребенка с его малой родиной – городом, краем – и формировать любовь к ней.
Сформировать понятие: Я – житель края, города, поселка. Мой дом – край, город, поселок.
Задача 1.4. Россия (седьмой год жизни)
Развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, формировать любовь к отчизне.
Сформировать понятие: Я - россиянин. Мой дом – моя большая Родина – Россия.
Задача 1.1. Воспитание любви к своей семье, родному дому
(четвертый год жизни)
• Мой мир. Знания ребенка. Иметь элементарное представление о родном доме. Осознавать себя сыном (дочкой, мальчиком (девочкой). Знать свое имя, фамилию. Знать членов семьи по именам (папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра). Осознать понятие «Я – член семьи».
Умения ребенка. Уметь выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи («я хочу спать»). Узнавать себя и выделять среди членов семьи на фото. Задавать вопросы о себе и своем организме.
Опыт ценностных ориентаций. Говорить о себе в первом лице – «Я». Говорить о себе с положительным чувством (я хороший).Выражать привязанность к близким.
• Мир людей. Знания ребенка. Ощутить чувство родства с близкими людьми, уметь простроить элементарные родственные связи: «Моя мама, ты моя бабушка, я – твой брат»
Умения ребенка. Участвовать вместе с членами семьи, воспитательницей в добрых делах. По показу или побуждению проявлять отзывчивость на состояние взрослых (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова). Задавать вопросы о действиях старших, их поступках.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять интерес к действиям и речи близких, родных людей. По выражению лица и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким (маме, папе и т. д.). Охотно выполнять просьбы взрослых.
• Мир природы. Знания ребенка. Иметь элементарные знания о домашних животных, комнатных растениях, растениях, растущих близ дома. Иметь представление о насекомых (бабочки, жуки).
Умения ребенка. Выполнять посильные действия в совместной со взрослыми деятельности в семье и детском саду по уходу за растениями и животными (насыпать корм, налить воду).
Опыт ценностных ориентаций. Бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы). Переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с растениями, животными; сочувствие, сопереживание при неосторожном обращении с ними.
• Рукотворный мир. Знания ребенка. Иметь элементарные знания о жилище людей
(дом, квартира, представления о предметах домашнего быта (одежда, мебель, игрушки, утварь, продуктах питания.
Умения ребенка. С помощью взрослого устанавливать связь между назначением предмета и особенностью его строения. Пользоваться соответствующим словарем.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять по примеру взрослых бережное отношение к игрушкам и предметам (не обижать кукол, беречь одежду, использовать её в соответствии с назначением и т. п.).
Задача 1.2. Воспитание любви к детскому саду и жителям
родного двора, улицы (пятый год жизни)
• Мой мир. Знания ребенка. Освоить ближайшее окружение родного дома (знать двор многоквартирного дома, часть деревенской улицы, познакомиться с первой общественной средой – детским садом. Освоить понятия: я – житель двора, улицы, я – воспитанник детского сада.
Умения ребенка. Проявлять активное стремление к самостоятельной деятельности, действиям, отношениям взрослых, работающих в детском саду, подражать им, отражать в играх интересующие области деятельности. Задавать вопросы о мире, о себе, о своем организме.
Опыт ценностных ориентаций. Сознавая, уметь относить к себе лично общие указания взрослых, работающих в детском саду. Уметь строить отдельные высказывания о себе, своем самочувствии, настроении. Ориентировать свое поведение на положительную оценку взрослых, прежде всего педагогов детского сада.
• Мир людей. Знания ребенка. Иметь представление о возрасте, разливать пол людей, знать их профессии (воспитатель, няня, медсестра, повар и. т. д.). Разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми в детском саду. Знать элементарные правила культурного поведения.
Умения ребенка. Узнавать и называть людей отдельных профессий, прежде всего работающих в детском саду. Задавать вопросы о действиях старших, их поступках. Отражать разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в играх. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Опыт ценностных ориентаций. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых (быть добрым, вежливым, внимательным). Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
• Мир природы. Знания ребенка. Знать 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида
деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4 вида травянистых растений, 2-3 вида лесных ягод, грибов.
Умения ребенка. Устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Оказывать посильную помощь взрослым не только в семье, но и в детском саду по уходу за растениями и животными.
Опыт ценностных ориентаций. Бережно и заботливо относиться к растениям и животным в родном доме, в детском саду, на участке детского сада.
• Рукотворный мир. Знания ребенка. Знать особенности здания детского сада, его
помещений, их элементарное назначение. Знать основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они изготовлены.
Умения ребенка. Различать широко распространенные в быту детского сада предметы, вещи, материалы и обобщать их по отдельным видам. Группировать предметы по существенному родовому признаку. Под руководством взрослого уметь использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов.
Опыт ценностных ориентаций. Закреплять навыки бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования, находящимся в детском саду, применять их по назначению (беречь, заботиться о них, ставить на место и т. п.).
Задача 1.3. Воспитание любви к своей малой Родине –
городу, краю, (шестой год жизни)
• Мой мир. Знания ребенка. Знать название малой Родины – родного поселка, города, края; элементарные особенности малой Родины. Иметь представление о себе как о жителе данной местности (поселка, города, села).
Умения ребенка. Проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы. Выражать стремление к экспериментированию, познанию и творчеству. Стремиться к самостоятельности.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять любовь к родному городу, краю, гордиться им. Проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему. Интересоваться событиями, происходящими в поселке, городе, крае. Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.
• Мир людей. Знания ребенка. Иметь представление о жизни и труде взрослых (колхозник, строитель, швея, шофер и т. д.);промышленности города, края.
Умения ребенка. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми разных национальностей. Выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших. Проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям разных национальностей, населяющих родной город, край.
• Мир природы. Знания ребенка. Иметь представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде, о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
Умения ребенка. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного города, края, заботиться о них. Любоваться красотой окружающей природы.
• Рукотворный мир. Знания ребенка. Иметь представление о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, края, о предметах местного производства.
Умения ребенка. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир родного города, края. Составлять описательные рассказы о городах, интересных местах малой Родины. Уметь изображать любые предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, к рукотворному миру малой Родины.
Задача 1.4. Воспитание любви
к своей большой Родине – России (седьмой год жизни)
• Мой мир. Знания ребенка. Иметь представление о том, что он является жителем страны - России. Освоить понятие: «Я - гражданин России».
Умения ребенка. Находить занятия по душе. Иметь близких друзей, охотно участвовать в общих делах. Рассказывать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим России.
Опыт ценностных ориентаций. Испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – россияне. Стремиться избегать опеки старших в привычных ситуациях.
• Мир людей. Знания ребенка. Знать великих людей России. Иметь обобщенные представления о роли труда взрослых в жизни современного общества на основе ознакомления с разными видами труда, характерного для своей местности, города, края, России. Знать названия профессий, цель работы, материал, орудия и предметы труда, трудовые действия и их результат. Знать, что Россия – многонациональное государство.
Умения ребенка. Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему России. Воображать себя в разных социальных ролях, мечтать о добрых делах. Понимать, как поддерживаются родовые связи. Знать некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей. Проявлять интерес к жизни и труду взрослых людей разных национальностей.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей России, интерес к их культуре. Представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых.
• Мир природы. Знания ребенка. Знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщенные представления о растениях и животных, их приспособлении к среде обитания; о росте и размножении живых существ, их сообществах.
Умения ребенка. Закреплять навыки ухода за растениями и животными. Уметь использовать наблюдение как способ познания. Осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.
Опыт ценностных ориентаций. Проявлять нетерпимость к бессмысленной порче растений и животных. Закреплять умение вести себя корректно на природе, преумножать природные достояния родины. Заботиться о флоре и фауне России как национальном достоянии.
• Рукотворный мир. Знания ребенка. Иметь представление о крупных городах России: Москва – столица России, Санкт – Петербург. Иметь представление о предметах материального мира (железная дорога, метро, аэропорт, водный транспорт). Познакомиться с техникой: машинами, механизмами, которые служат людям.
Умения ребенка. Проявлять интерес к отечественной культуре, утилитарному окружению. Принимать участие в народных праздниках.
Опыт ценностных ориентаций. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей. Развивать художественный вкус. Бережно относиться к предметам материальной культуры. Чувствовать гордость за достижения в культуре, технике, спорте, производстве России.
***
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе детского сада в организованных формах (занятия, кружки, студии, праздники, развлечения, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. В содержании педагогического процесса приоритетным является русская национальная культура (искусство, быт, общение).
Используемая литература: Арапова-Пискарёва «Мой родной дом»,2005г.