Елена Сорочкина
Интегрированное занятие «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Воспитатель: Сорочкина Елена Владимировна, первой квалификационной категории.
Дата проведения: 17.12.2011г.
Количество детей:
Образовательная область: «Познание.
Темочки:
Интеграция областей : «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».
Возрастная группа: средний возраст.
Тема: «Волшебный песок».
Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития моторики тактильной чувствительности детей.
Тип занятия : интегрированное.
Задачи:
1. Образовательная:
- повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа.
-развивать представления о свойствах песка;
- показать детям водопроницаемость песка (песок пропускает воду);
-обогащать словарь за счё т слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.
2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
3. Воспитательная:
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
4. Оздоровительная:
-использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: психогимнастика, самомассаж, песочная терапия, пальчиковые игры;
-песок способен «заземлять» отрицательную энергию;
-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
-развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, эвристический, поисково – исследовательский, творческий.
Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.
Средства обучения:
1. Оборудование:
- для рисования на песке;
- для работы с песком и водой.
2. Наглядный материал:
- выставка «Изделия из песка»;
-песочные часы;
- емкость с игрушками, закапанными в песке;
- кувшин с водой;
- волшебная палочка;
- световой модуль для рисования на песке;
- сосуд – бутылка.
3. Раздаточный материал:
- на каждый стол: скатерти,
-на каждого ребё нка: песок на пластмассовых тарелках, стаканы с водой, чистые листы и мелок, лупы, фартуки и колпаки, влажные салфетки.
Предварительная работа: беседы о том, что песок – неживая природа о мерах осторожности во время игр с песком; поделки из песка, пальчиковые игры, проведение опыта, как образуются песчинки от трения и ударов друг о друга больших камней.
Ход занятия
1. Мотивационная (вводная) часть
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра
Воспитатель предлагает.
Игра ТРИЗ песок «Хорошо – плохо»
(Ответы детей)
Воспитатель продолжает:
-Ребята песок хорош тем, тем, что он нужен людям.
Рассматривание выставки «Изделия из песка»
- Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
- Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)
- Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)
Основная часть
Поиского - познавательный вопрос:
-А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный песок?
-Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учёными, художниками и волшебниками. А вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. А мне будет помогать волшебная палочка.
-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Протирайте руки влажными салфетками. Дети надевают шапочки и фартуки.
- Все готовы? (Да)
-Ребята, сейчас зима, как выдумаете рыбкам холодно в воде? Где они могут прятаться в воде? Значит, от песка есть польза не только людям, но и рыбам, животным, так как животные тоже могут прятаться в песке от жары.
- Вы хотите стать рыбками? (Да)
-Своей волшебной палочкой я превращаю вас в рыбок.
- Крекс- пекс- фекс, волшебной палочкой взмахну ребят я в рыбок превращу!
Пальчиковая игра «Рыбки» МузыкаЖелезновой
(По методике пальчиковые игры Е. Железновой)
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Воспитатель:
-Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.
Игра - забава «Найди рыбок»
Дети ищут ручками рыбок в песке и выпускают их в воду.
- Молодцы, ребята всех рыбок нашли!
-А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.
- Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.
Опыт с песком через лупу.
1. В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песок, воспитатель выясняет его свойства:
-сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
-состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;
-из него нельзя лепить куличики.
2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:
- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);
-мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;
- он темнее, чем сухой песок;
- из влажного (мокрого) песка можно лепить.
Воспитатель:
-Давайте вспомним, как мы летом играли с песком в песочнице.
1. Поставить световой модуль
2. Убрать тарелки с песком, воду, лупы и разложить листы с песком и мелками.
Самомассаж. Психогимнастика
Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, сжимать, перетирать его между ладонями.
Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п…
Продуктивная часть
Воспитатель:
- Своей волшебной палочкой превращаю вас в художников.
- Ахалай-махалай! Ребят в художников превращай!
-Мы будем рисовать закорючки на песке.
Рисунок «Закорючка»Музыка счастья (Рыбникова)
На световом модуле рисуется много закорючек, дети соединяют их, после чего получается общая картина.
Воспитатель:
-А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.
-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!
-Ребята, какого цвета песок?
Поисково - творческий вопрос:
-Как сделать, чтобы он стал разноцветным?
-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.
Поделка "Радуга в бутылке"
Воспитатель вместе с детьми изготавливает поделку по плану работы:
1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.
Музыка «Радуга»
2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.
Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.
3. Закрутим крышку.
Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!
Заключительная часть (итог) : рефлексия (осмысление).
Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Понравился ли вам опыт? Хотите ли вы исследовать ещё что – нибудь, узнать что – то новое о песке, глине, камушках?
Воспитатель:
- Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком. Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз, два, три, нас в ребяток преврати! Пора в детский сад!
Ребята снимают фартуки, колпаки и идут мыть руки.
Дополнительно по теме интегрированные занятия в детском саду.