Лариса Колотовкина
Занятие по экологии в старшей группе. Жизнь птиц зимой.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих птиц, об их повадках, внешнем виде, питании; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе; внимание к каждому уголку родной земли.
Темочки:
Материал к занятию : шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, письмо старухи зимы, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку»
Ход занятия
Вводная беседа.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Что зима принесла с собой?
- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?
-Какими природными явлениями зима выражает свою злость?
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться : надоели они ей своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»
Инсценировка
Звучит музыка, влетают птицы.
В – ль. Кто, вы, птички? Откуда?
Дятел Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все … (дятел)
Синица Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка)
Воробей Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый … (воробей)
В – ль. Здравствуй птичка-невеличка
Желтогрудая синичка.
Здравствуй, дятел, наш дружок.
Добрый день, воробей.
Как же здесь вы оказались,
Ведь старуха зима всех птиц прогнала?
Птицы. Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелётные.
В – ль Ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?
В –ль (птицам) Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните. (дети-птицы садятся на стулья)
- Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Ворона, сорока, снегирь, голубь, клёст, поползень, пищуха, свиристель. По мере того, как дети называют птиц, выставляю на доску картинки с их изображением)
Игра «Узнай по описанию»
1. «По бокам перышки у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(сорока)
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока,сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой»
- Расскажите, как синичка клюет семечки?
5. «У самца этой птицы спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее, грудка у нее не алая, а темно-серая»
- Какую примету о снегире вы знаете?
(Если появились снегири, выпавший снег больше не растает)
- Снегирь это птица, какая? (Пролетная, птица кочевник)
- Каких птиц кочевников вы еще знаете? (Свиристель)
- Как называют свиристелей? (Северный попугай)
- Для чего свиристели бросают ягоды рябины на снег?
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Лётал, лётал воробей»
Лётал, летал воробей,
Летал, лётал молодой
По - за синю морю.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как … (вороны летают, дятел стучит, синички скачут)
Влетает Сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные новости! Вам письмо»
В – ль. Спасибо, Сорока, проходи, садись с нами. Интересно, кто же написал нм письмо? Давайте прочитаем его (Читает письмо).
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Что же я вижу – птицы зимой!
Кто разрешил им спорить со мной?
Был же приказ всем улетать,
Нет, ведь остались они зимовать.
Буду теперь я сердитей и строже,
Их непременно всех заморожу!
Впрочем, смягчусь, не буду я зла.
Я подобрела сегодня с утра.
Но вы должны птицам помочь.
Кто поработать из вас не прочь?
Если согласны, тогда не зевайте,
Быстро заданья мои выполняйте.
- Ребята, вы догадались от кого это письмо?
- Выполним задания старухи зимы?
1. Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, голубь.
Синица, воробей, сова, снегирь
Дятел, поползень, свиристель, клёст.
Сорока, синица, кукушка, голубь.
2. Игра «Угадай, какая птица поёт?»
Произношу звуки птичьей песенки, дети, угадывают какая это птица.
• Чик-чирик, чик-чирик (Воробей)
• Кар, кар, кар. (Ворона)
• Кик, кик, кик. (Дятел)
• Ци-ци-ци-пи – весной,
Ин-чи, ин-чи. Зинь-зи-вер, зинь-зинь (Большая синица)
• Тюй-тюй-тюй. Тьоч-тьоч. (Поползень)
• Рюм-рюм-рюм. Фью-фью-фью. (Снегирь)
• Стрекочет (Сорока)
• Свири-свири-свир. (Свиристель)
• Клее-кле-кле. (Клёст)
3. Расскажи стихи.
«Синица»; «Свиристели»; «Клесты»; Сова и синица»; «Снегири».
4. Игра «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших.
Молодцы, ребята, все задании старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит.
- Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод? (Нет)
- Почему холод не так страшен?
(В холодное время пух под перьями становится гуще, в морозы птички сидят, нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают пёрышки)
- А что же для птиц самое ужасное? (Голод)
- Что нужно сделать для того, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм)
- А чем мы будем кормить птиц?
( Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; синицам кроме семян кладут сало или мясо.)
- Да, ребята, зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей птицы голодают, они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям.
Стихотворение Е. Благининой «Морозы»
- Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки, которые смастерили ваши папы, и будем помогать птицам, пережить зиму.