Ирина Черкашина
Конспект группового занятия «В поисках солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Цель: развитие речевой активности детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
2. Развивать языковой анализ и синтез, представление.
3. Обогащать и активизировать словарь, учить умению использовать разные грамматические формы.
4. Расширить представление детей о старинных русских народных традициях связанных с приходом весны.
Коррекционные:
1. Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
2. Развивать речевое дыхание, вырабатывать центральную воздушную струю, длительность выдоха.
3. Профилактика дисграфии.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Оборудование: соленое тесто, дощечки, ножи, салфетки влажные; пособие «Лапти»; полотно «Река», штриховка «Мост через реку»; пипетки, миска с водой, листочки; пособие «Цветы»; презентация; музыка «Песня жаворонка», «Звуки весеннего леса».
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!
- А теперь выполним ритуал приветствия.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки.
Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.
Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает
Кто это время года знает?
Логопед: Правильно! Весна! Весной день становиться. короче или длиннее. Воздух становиться холоднее или теплее. Пение птиц становится грустнее или радостнее. На улицах становиться темнее или светлее. Пение птиц становиться тише или громче.
Логопед: Предвестниками весны считали прилет жаворонков, исстари говорили: «Жаворонок весну благословил»
На Руси есть традиция, а какая, нам расскажет …., он с мамой, по моему заданию узнал о ней.
Слайд жаворонка
- Жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, выше всех поднимаются в воздух и ближе всех бывают к солнцу. Своими звонкими трелями возвещают о приходе весны. По народному обычаю весной жаворонков пекли из теста. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».
- Я предлагаю вам продолжить народную традицию, слепить из теста жаворонков.
«Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка».
- Ребята протрите руки салфеткой.
- А жаворонков мы будем делать так: возьмем кусочек теста и раскатаем из него колбаску. Затем готовую колбаску завяжем в узелок. С одной стороны лепим голову, а с другой хвост. Вот так. Глаза сделаем из изюма, а хвост украсим.
Пальчиковая гимнастика с помощью салфетки.
- Ребята, но ведь жаворонки у нас сырые! Что же делать, что бы они стали съедобными? Правильно испечь.
Логопед: …., пожалуйста, отнесите жаворонков на кухню и попросите повара испечь их.
Логопед: В старину с приходом весны, пели песни – веснянки, которыми благодарили солнце за – тепло.
(на экране солнце)
Ребята, сделаем гимнастику для глаз «Солнышко», поблагодарим его за тепло. Станьте удобно, что бы друг другу не мешать, следим внимательно за рукой.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики к нам протяни.
(Потянуться руками вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(Хлопать в ладоши над головой)
Нас покружи, оторви от земли.
(Покружиться, подняв руки вверх)
Солнечный лучик быстро скакал
(Вытянуть вперёд правую руку,
И на плечо он к ребятам упал.
(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)
Весело лучик песенку пел.
Каждый себе на плечо посмотрел.
(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)
Солнечный лучик быстро скакал
И на маленький носик к ребятам попал.
(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,
Весело лучик песенку пел.
Каждый на носик себе посмотрел.
(Проследить это движение взглядом)
Появление Бабы-Яги.
- Посмотрите, после нашей гимнастики, солнце засияло еще ярче.
Баба-Яга: Ха-Ха-Ха!
Логопед: - Ой, солнце пропало! Кто это! Что будем делать?
- А где живет Баба-Яга?
- Пойдемте солнце выручать.
Логопед: Путь нам предстоит далекий, по лесу, между деревьями. Чтобы не поранить ноги, потуже завяжем шнурки. Работаем по образцу.
Дети делают шнуровку
- Молодцы! Теперь, мы готовы отправляться в путь.
Логопед: Идем дальше!
Звучит шум реки
- Ой, ребята, прислушайтесь…. Что вы слышите?
- Значит река уже близко.
Подходим к ручью.
- А вот и ручей! Он такой широкий, глубокий, что перепрыгнуть невозможно. А как перебраться на другой берег, мы узнаем, если правильно сложим слово из первых звуков моих слов.
- Первый звук, такой же, как в слове мама,
а теперь найдите букву, которая обозначает звук М
Второй – в слове облако,
найдите букву, которая обозначает звук О
Третий – в слове сын,
найдите букву, которая обозначает звук С
Четвертый - в слове туча.
найдите букву, которая обозначает звук Т
Какое слово у вас получилось? Правильно МОСТ.
Логопед: Подойдите к столам. Заштрихуйте реку и мост в том направлении, как указано на рисунке и тогда мы окажемся на другой стороне.
- Теперь, все что нарисовали, построим из пальчиков.
Пальч. гимн. «Мост»
Логопед: Вот мы на другом берегу.
Шум дождя.
- Ой, опять какой-то шум! А, что же это?
- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.
-День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет весной, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает весной, какая? -.
-Поможем дождику полить?
- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.
- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.
Подули.
Логопед: Что остается на земле после дождя?
- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….
- А в лужах видно отражение, как в зеркале.
- Выразите радость людей от встречи с весной. Покажите, как вам тепло и приятно.
Представьте себя доброй и ласковой Весной, вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Дождик прошел, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.
Мимические упражнения.
Логопед: Ребята, посмотрите, как красиво цветут деревья в лесу.
-У этих цветов, какого цвета лепестки?
- а эти лепестки, каким цветом?
- Что за дерево цветет? Цветы необычные, на что они похожи?
- А это дерево, не цветет. Поможем ему расцвести. Расположитесь кому как удобно. Соберите цветы из лепестков.
- Какого цвета лепесток? Середина?
- Какой формы лепесток? Середина?
- Какой по счету ты крепишь лепесток?
- Сколько у Артема лепестков?
- А сколько лепестков у моего цветка?
- Прикрепите цветы к дереву.
На экране Баба-Яга
Логопед: Ребята, а вот и давайте вежливо попросим Бабу Ягу отдать нам солнце. А это значит, что мы будем произносить вежливые слова.
Б. Я. : Не отдам! Я замерзла, мне холодно. Самой надо. Солнце меня согревает.
Логопед: Как же нам выручить солнышко? Чем же нам её задобрить? Вежливые слова не подействовали, а давайте сделаем каждый солнышко и подарим их Бабе-Яге. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.
- каким цветом у тебя лучики?
- Ребята, позовем Бабу-Ягу ласково, она увидит наши яркие солнышки и вернет нам солнце. Бабулечка, Ягулечка, красотулечка. Забери наши солнышки и верни нам солнце небесное.
Б. Я. : Ой спасибо вам ребятушки, растопили сердце бабушки. Забирайте свое солнце.
Слайд солнце.
Логопед: Как здорово, ребята, что мы вернули солнышко!
РЕФЛЕКСИЯ:
- А для того, что бы вернуть солнце нам пришлось отправиться в путешествие, где мы строили мост через ручей…., а что еще мы делали?
- помогли дереву расцвести, увидели отражение в лужах, произносили вежливые и ласковые слова, выполняли штриховку…
Логопед: А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные.
- Мы с вами так долго выручали солнышко, наверное, наши жаворонки испеклись. А вот и они. Ребята, какие они румяные, аппетитные, ароматные. Возьмите салфетку, на салфетку положите жаворонков и угостите гостей, возьмите себе.
- Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго!